Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают товарная номенклатура (ассортимент) и структура производства и реализации продукции.
Предприятие, с одной стороны, должно учитывать спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективно использовать трудовые, материальные, технологические, финансовые и другие ресурсы.
Оценка выполнения плана по ассортименту. Производится с помощью следующего коэффициента:
Анализ структуры выпускаемой продукции. Увеличение объема производства (реализации) по одним видам продукции и сокращение по другим приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске.
Выполнение плана по структуре – это сохранение в фактическом выпуске продукции запланированных соотношений отдельных ее видов.
Найдем, как отклонения в структуре выпуска влияют на стоимость произведенной продукции. Построим факторную модель вида:
где СiВП – стоимость произведенной продукции i-ого вида;
ВПi – объем произведенной продукции i-ого вида в условных единицах;
Цi – цена единицы продукции i-ого вида;
ΣВП – общий объем произведенной продукции;
Удi – удельный вес продукции i-ого вида в общем объеме выпуска.
Анализ качества произведенной продукции. Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Показатели качества:
– Обобщающие – характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения: удельный вес продукции высшей категории качества; удельный вес сертифицированной продукции; удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
– Индивидуальные (единичные) – характеризуют одно из ее свойств: полезность (жирность молока, содержание белка в продуктах питания, зольность угля), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (экономичность, энергоемкость);
– Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, потери от брака и т.п.
Для продукции, качество которой характеризуется сортом, рассчитывается коэффициент сортности – отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости всей продукции по цене первого сорта:
|