Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и обусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно.
Каждое влияние можно рассматривать как причину и как следствие. Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Чем детальнее исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа и оценка качества работы предприятий. Отсюда важным методологическим вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых показателей.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Основными задачами факторного анализа являются следующие:
- Отбор факторов, определяющих исследуемые результатные показатели.
- Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.
- Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.
- Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями.
- Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
В процессе анализа прибыли от реализации продукции изучается динамика, выполнение плана прибыли от реализации и определяются факторы изменения ее суммы.
Важнейшим фактором, влияющим на величину дохода от реализации продукции, является изменение объема реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.
Не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли от реализации прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли от реализации и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем материальных, трудовых и прочих затрат на ее производство, а также управленческих и коммерческих расходов, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, в свою очередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли.
Для определения влияния на прибыль от реализации этих факторов используем метод подстановки. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью ряд условных величин, которые учитывают изменение одного, двух и т.д. факторов, допуская, что остальные факторы не меняются. Сравнение величины результата до и после изменения уровня того или иного фактора позволяют оградиться от влияний всех факторов, кроме одного.
Факторный анализ прибыли от продаж за 2009 - 2010 год произведем используя способ цепных подстановок:
Таблица 10 - Данные для расчета факторного анализа прибыли от продаж за 2009-2010 гг.
Показатель
|
Усл. обозначения
|
2009 год
|
2010 год
|
Изменения +/-
|
Выручка от реализации, тыс.руб.
|
В
|
30817
|
34832
|
+4015
|
Себестоимость, тыс.руб.
|
С
|
24311
|
26541
|
+2230
|
Коммерческие расходы, тыс.руб.
|
Кр
|
173
|
419
|
+246
|
Управленческие расходы
|
Ур
|
0
|
0
|
0
|
Прибыль от продаж, тыс.руб.
|
Пр
|
6333
|
7872
|
+1539
|
Пр0 = Вр0-С0-Кр0-Ур0 (6)
где,
Вр0 – выручка базисного периода;
С0 – себестоимость базисного периода;
Кр0 – коммерческие расходы базисного периода;
Ур0 – управленческие расходы базисного периода.
Пр0 = 30817-24311-173=6333 тыс.руб.
Пр. усл.1 = Вр1-С0-Кр0-Ур0 (7)
где, Вр1 - выручка отчетного периода.
Пр. усл.1 = 34832-24311-173=10348 тыс.руб.
Пр. усл.2 = Вр1-С1-Кр0-Ур0 (8)
где, С1 - себестоимость отчетного периода.
Пр. усл.2 = 34832-26541-173=8118 тыс.руб.
Пр. усл.3 = Вр1-С1-Кр1-Ур0 (9)
где, Кр1 – коммерческие расходы отчетного периода.
Пр. усл.3 = 34832-26541-419=7872 тыс.руб.
Пр1 = Вр1-С1-Кр1-Ур1 (10)
где, Ур1 – управленческие расходы отчетного периода.
Пр1 = 34832-26541-419-0 =7872 тыс.руб.
Определим влияние факторов:
1) За счет изменения выручки:
Пр.в = Пр. усл.1 – Пр0 = 10348 – 6333 = 4015
2) За счет изменения себестоимости реализации
Пр.с = Пр. усл.2 – Пр. усл.1 = 8118-10348=-2230
3) За счет изменения коммерческих расходов
Пр.кр = Пр.усл.3 – Пр.усл. 2 = 7872-8118=-246
4) За счет изменения управленческих расходов
Пр.ур = Пр1 – Пр. усл.3 = 7872-7872=0
5) Совокупное влияние факторов:
∆Пр = Пр.вр + Пр.с + Пр.кр + Пр.ур = 4015-2230-246=1539
Таблица 11 - Данные для расчета факторного анализа прибыли от продаж за 2010-2011 гг.
Показатель
|
Усл. обозначения
|
2010 год
|
2011 год
|
Изменения +/-
|
Выручка от реализации, тыс.руб.
|
В
|
34832
|
42940
|
+8108
|
Себестоимость, тыс.руб.
|
С
|
26541
|
33118
|
+6577
|
Коммерческие расходы, тыс.руб.
|
Кр
|
419
|
616
|
+197
|
Управленческие расходы
|
Ур
|
0
|
0
|
0
|
Прибыль от продаж, тыс.руб.
|
Пр
|
7872
|
9206
|
+1334
|
Пр0 = 34832-26541-419-0 =7872 тыс.руб.
Пр. усл.1 = 42940-26541-419-0 =15980 тыс.руб.
Пр. усл.2 = 42940-33118-419-0 =9403 тыс.руб.
Пр. усл.3 = 42940-33118-616-0 =9206 тыс.руб.
Пр1 = 42940-33118-616-0 =9206 тыс.руб.
Определим влияние факторов:
1) За счет изменения выручки:
Пр.в = Пр. усл.1 – Пр0 = 15980-7872=8108
2) За счет изменения себестоимости реализации
Пр.с = Пр. усл.2 – Пр. усл.1 = 9403-15980=-6577
3) За счет изменения коммерческих расходов
Пр.кр = Пр.усл.3 – Пр.усл. 2 = 9206-9403=-197
4) За счет изменения управленческих расходов
Пр.ур = Пр1 – Пр. усл.3 = 9206-9206=0
5) Совокупное влияние факторов:
∆Пр = Пр.вр + Пр.с + Пр.кр + Пр.ур = 8108-6577-197-0=1334
Таблица 12 - Данные для расчета факторного анализа прибыли от продаж за 2011-2012 гг.
Показатель
|
Усл. обозначения
|
2011 год
|
2012 год
|
Изменения +/-
|
Выручка от реализации, тыс.руб.
|
В
|
42940
|
46349
|
+3409
|
Себестоимость, тыс.руб.
|
С
|
33118
|
35419
|
+2301
|
Коммерческие расходы, тыс.руб.
|
Кр
|
616
|
693
|
+77
|
Управленческие расходы
|
Ур
|
0
|
0
|
0
|
Прибыль от продаж, тыс.руб.
|
Пр
|
9206
|
10237
|
+1031
|
Пр0 = 42940-33118-616-0 =9206 тыс.руб.
Пр. усл.1 = 46349-33118-616-0 =12615 тыс.руб.
Пр. усл.2 = 46349-35419-616-0 =10341 тыс.руб.
Пр. усл.3 = 46349-35419-693-0 =10237 тыс.руб.
Пр1 = 46349-35419-693-0 =10237 тыс.руб.
Определим влияние факторов:
1) За счет изменения выручки:
Пр.в = Пр. усл.1 – Пр0 = 12615 – 9206 = 3409
2) За счет изменения себестоимости реализации
Пр.с = Пр. усл.2 – Пр. усл.1 = 10341 – 12615 = -2274
3) За счет изменения коммерческих расходов
Пр.кр = Пр.усл.3 – Пр.усл. 2 = 10237 – 10341 = - 104
4) За счет изменения управленческих расходов
Пр.ур = Пр1 – Пр. усл.3 = 10237 – 10237 = 0
5) Совокупное влияние факторов:
∆Пр = Пр.вр + Пр.с + Пр.кр + Пр.ур = 3409 – 2274 – 104 = +1031
Оценку результатов факторного анализа прибыли от продаж представим в таблице 13.
Таблица 13 - Оценка результатов факторного анализа прибыли от продаж
Наименование фактора
|
Сумма, тыс.руб.
|
2010г./
2009г.
|
2011г./
2010г.
|
2012г./
2011г.
|
За счет изменения товарооборота
|
+4015
|
+8108
|
+3409
|
За счет изменения издержек
|
-2230
|
-6577
|
-2274
|
За счет изменения коммерческих расходов
|
-246
|
-197
|
-104
|
За счет изменения управленческих расходов
|
0
|
0
|
0
|
Совокупное влияние факторов
|
+1539
|
+1334
|
+1031
|
Таким образом, за счет увеличения товарооборота прибыль от продаж увеличилась в 2010 году по отношению к 2009 году на 4015 тыс.руб., а в 2011 году относительно 2010 года на 8108 тыс.руб., а в 2012 году относительно 2011 года на 3409 тыс.руб. За счет увеличения издержек прибыль от продаж предприятия снизилась в 2010 году относительно 2009 года на 2230 тыс.руб., в 2011 году относительно 2010 года на 6577 тыс.руб., а в 2012 году относительно 2011 года на 2274 тыс.руб. За счет увеличения коммерческих расходов прибыль от продаж снизилась в 2010 году относительно 2009 года на 246 тыс.руб., в 2011 году относительно 2010 года на 197 тыс.руб., а в 2012 году относительно 2011 года на 104 тыс.руб.
|