Четверг, 26.12.2024, 21:11
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Методы контроллинга управления товарными запасами

Контроллинг по своей сути связывает воедино планирование, учет, анализ и контроль, по этому все методы данных элементов управления находятся в распоряжении данной системы.

Большое их количество предопределяет проблему выбора приоритетного метода или их системы с учетом специфики деятельности конкретного предприятия. Таким образом, целью статьи является упорядочивание методов применительно к различным ситуациям [30, с. 108-109].

Для достижения данной цели предлагается решить следующие задачи:

1) исследование применяемых на предприятиях методов контроллинга товарных запасов, что позволит выявить их востребованность;

2) систематизация методов контроллинга товарных запасов. Вопросам контроллинга посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых (Фалько, Хан, Майер, Фольмут и т.д.). Непосредственное рассмотрение контроллинга применительно к управлению товарными запасами находит свое отражение лишь в немногих трудах ученых. Среди зарубежных ученых контроллингу в торговых организациях уделяет внимание Петер Хорват [3], выделяющий несколько элементов системы контроллинга в торговле, среди которых к товарным запасам относятся следующие:

– общий контроллинг: финансовый контроллинг, организационное и стратегическое планирование, инвестиционный контроллинг, управление филиалами, развитие предприятий различных типов, общее управление клиентами;

– контроллинг ассортимента: планирование ассортимента (повторное включение или исключение отдельных видов товаров в продуктовый портфель, общее управление товарными группами), регулирование ассортимента, контроль ассортимента.

– контроллинг складского хозяйства: система заказов, внешняя логистика, внутренняя логистика, прием товаров и координация работы склада, отгрузка товара.

Соглашаясь с классификацией контроллинга, разработанной П. Хорватом, авторы отмечают в качестве отрицательного момента поверхностность рассмотрения видов данной системы. То есть ученый обходится классификацией без обзора используемых методов и оценки их эффективности, что, по мнению авторов, является одной из причин отсутствия развитой методической базы в области контроллинга.

Что касается российских ученых, то можно выделить совместный научный труд Фалько, Карминского, Оленева, в котором выделен среди прочих видов контроллинг обеспеченности ресурсами. При этом в рамках данного вида контроллинга, использование которого сужено до информационного обеспечения процесса приобретения производственных запасов, ставится под во-прос применимость контроллинга по отношению к товарным запасам. По мнению авторов, процессы управления производственными и товарными запасами различны, что предопределяет отличия в методике их управления. К тому же функции контроллинга охватывают не только информационное обеспечение, но и планирование, учет, анализ и контроль.

Непосредственно контроллинг в управлении товарными запасами рассматривается в научном труде Т.П. Сацук [30]. Однако в работе основной упор сделан на рассмотрении общеизвестных моделей управления товарными запасами, а не на изучении методов контроллинга управления товарными запасами [27, с. 92-93].

Таким образом, методические основы для контроллинга применительно к товарным запасам отсутствуют, что, по мнению авторов, является одной из причин низкой востребованной изучаемой системы управления среди руководителей торговых организаций. Тем не менее российские предприятия в своей деятельности используют ряд методов, выявление которых представляется необходимым, с последующим проведением их исследования.

В связи с тем что в настоящее время не представлены данные по распространенности используемых методов контроллинга товарных запасов, возникает сложность в их выборе из представленного массива данных, исследование проведено в два этапа.

На первом этапе использованы современные технологии. Авторами проведена оценка востребованности каждого метода исходя из количества запросов различных методов КУТЗ в поисковых системах сети Интернет. Для данного направления выбраны 4 наиболее популярные поисковые системы России. После нахождения количества запросов по каждому из методов найдено их среднее значение среди исследуемых сайтов и проведена группировка.

Полученные данные позволяют выделить 3 группы методов:

– с высоким количеством запросов (более 1 млн.);

– с невысоким количеством запросов (свыше 100 тыс. до 1 млн.);

– с низким количеством запросов (до 100 тыс.).

Из всех существующих методов наиболее популярен ABC-анализ, количество запросов которого составляет 48 % в общей величине запросов. В два раза меньше приходится на поиск XYZ-анализа (удельный вес – 23 %). 7 % запросов приходится на анализ поставщиков.

Вторая группа представлена одиннадцатью методами, общий удельный вес которых составляет 17,5 %. Наиболее популярны среди этой группы такие методы, как логистика, анализ областей, анализ и оптимизация объемов заказов, разработка «сценариев», математические методы оптимизации товаров и т.д.

Общий удельный вес методов третьей группы – 3,6 %, поскольку большинство из них появились не так давно, поэтому их распространение пока невелико.

Следует отметить, что третья группа включает наибольшее количество математических методов, переложенных в основу комплексных программ автоматизации, поэтому авторы посчитали целесообразным проанализировать в том числе и самый популярный среди программ автоматизации – ERP.

Таким образом, результаты группировки показывают, что методы первой группы в основном направлены на изучение структуры товарных запасов и выбор поставщиков. Методы второй группы включают проведение оптимизации товарных запасов, а также изучение их движения.

Третья группа методов включает в себя наиболее сложные методы, которые в основном могут применяться только с использованием программного обеспечения. Выявленные на основе косвенного подтверждения наиболее популярные методы нельзя использовать как прямое доказательство их распространенности.

Наименьшей популярностью среди всех применяемых методов пользуются математические модели оптимизации, ABC-анализ и XYZ- анализ (указаны менее чем пятью респондентами).

Таким образом, наиболее распространенными методами контроллинга товарных запасов, используемыми на предприятиях, являются [29, с. 50-54]:

– исследование рынка товаров и анализ поставщиков;

– планирование потребности в товарах.

Данные методы заключаются в мониторинге рынка товаров с целью формирования ассортимента товаров, определения их количества и выбора поставщиков, предлагающих наиболее выгодные условия. Следует отметить, что эти методы, несмотря на большое распространение, имеют существенный недостаток: отсутствие комплексного подхода к управлению товарными запасами, что не позволяет увязать все области применения контроллинга (планирование, учет, анализ, контроль).

В зависимости от решаемых задач (стратегические или тактические) контроллинг подразделяется соответственно на стратегический и оперативный. Каждый из этих видов контроллинга имеет свои цели, а также методы, средства и инструменты для их достижения. При этом следует обратить внимание на то, что данная классификация является условной, и некоторые методы контроллинга могут быть использованы как при достижении стратегических, так и оперативных целей.

При помощи методов оперативного контроллинга проводится оценка качества принятых решений, выявляются отклонения от заданных целей, разрабатываются решения по их устранению, рекомендации по улучшению деятельности предприятия и адаптации деятельности к текущим условиям среды при соблюдении взаимоувязки со стратегическими целями.

В свою очередь методы стратегического контроллинга используются для сохранения, расширения деятельности предприятия, устойчивого положения по отношению к конкурентам. При этом следует иметь в виду, что методы стратегического и оперативного контроллинга тесно взаимосвязаны. Встречаются ученые, которые проводят классификацию методов для отдельных предприятий [23, с. 24-25].

В процессе достижения цели контроллинга управления товарными запасами необходимо пройти несколько этапов, которые являются взаимосвязанными и вытекают один из другого. Контроллинг управления товарными запасами имеет различные объекты воздействия, в качестве которых авторы выделяют следующие: товарные запасы, поставщики, покупатели, конкуренты. Таким образом, необходимым представляется проведение классификации методов в зависимости от видов объектов.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (04.11.2018)
Просмотров: 568 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск