Российская экономика в последние годы активно переходила от централизованного планирования к рыночной экономике, в том числе во взаимоотношениях с зарубежными партнерами. При этом они считают, что торговля с Россией и странами СНГ связана с высокой долей риска с позиции стабильности и надежности осуществления принятых обязательств.
Наряду с традиционной формой торговли потенциально стал возможен более широкий выбор форм и методов экономических отношений. В то же время рыночная экономика пока еще не может функционировать нормально. Причины этого следующие: значительное снижение объемов производства; рост цен; ослабление связей между предприятиями; увеличивающаяся по мере роста дефицита государственного бюджета и суммы внешних долгов нехватка средств в иностранной валюте, что ослабляет развитие внешнеэкономических связей, и др.
Зарубежные партнеры считают, что торговля с Россией и странами СНГ связана с высокой долей риска с позиции стабильности и надежности осуществления принятых обязательств [2].
В настоящее время следует выделить три главных направления осуществления сделок зарубежных партнеров с Россией и другими странами СНГ:
- экспортно-импортные отношения (операции с товарами, в том числе поставки и в третьи страны);
- совместное предпринимательство, охватывающее области производства, финансов, экономических услуг, снабжения, внешней торговли, внутренней розничной торговли и др.;
- разработка природных ресурсов - нефти, газа, леса, угля, цветных металлов и др.
В процессе разработки проектов сделок каждое из этих направлений рассматривается с учетом поставленной цели и краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов.
Краткосрочные интересы - наименее рискованными и вполне реальными являются обычные экспортно-импортные операции. При этом зарубежный партнер, экспортируя товары в Россию, учитывает, конечно, надежность платежных средств российского партнера, а импортируя товары из нашей страны, строго контролирует осуществление поставок в соответствии с контрактными обязательствами.
Среднесрочные интересы касаются проектов, реализацию которых можно осуществить в срок от 3 до 5 лет. В процессе их разработки может возникнуть ряд серьезных проблем, которые необходимо осмыслить и уже окончательно определить, заниматься ли тем или иным проектом.
Долгосрочные интересы - проекты, осуществляемые в сроки более 5 лет. В основном это проекты по разработке природных ресурсов, где требуются капиталовложения. Применительно к нашей стране необходимо выделение государственных кредитных средств [4].
Продвижение средне- и долгосрочных проектов в странах СНГ зарубежные партнеры неотъемлемо связывают с нашей экономической и политической стабильностью. И формы, и степень их отношения к нам во многом будут зависеть от того, сумеют ли основные страны СНГ - Россия, Украина, Казахстан - развивать рыночную экономику и адаптироваться в мировом экономическом сообществе.
Зарубежные партнеры рассматривают Россию как страну, имеющую наибольшие перспективы в экономическом плане из всех стран СНГ. Но и здесь имеются проблемы, тормозящие осуществление сделок:
1) Снижение роли специализированных органов внешней торговли и нехватка квалифицированных экспертов.
2) Недостаточная стабилизация банковско-финансовой системы.
3) Задержка выплаты платежей, инвестирование иностранного капитала. Долги бывшего СССР приняла на себя РФ. Эти долги можно дифференцировать следующим образом: а) возникшие в результате финансирования по линии правительственных организаций стран партнеров; б) возникшие в результате своевременного непогашения банковских кредитов; в) долги отдельным торговым компаниям; г) своевременное непогашение краткосрочных платежей.
4) Сложность функционирования СП, предприятий с участием иностранного капитала.
Чрезвычайно емкий российский рынок, природные ресурсы, дешевая рабочая сила, энергообеспеченность, большой научно-технический и производственный потенциал готовы привлечь зарубежных инвесторов. Однако для них существуют трудности, связанные с отсутствием четкого правового законодательства затрудняет вовлечение иностранных предприятий в сферу недвижимости, отсутствует правовая и организационная базы иностранного инвестирования [6].
В целях устранения указанных недостатков Указом Президента РФ № 184 от 02.02.93г. создана Государственная инвестиционная корпорация. Это государственное предприятие, функции которого – активизация инвестиционного процесса и проведение инвестиционной политики, т.е. осуществлять этот процесс, начиная от поисков иностранных инвесторов и партнеров до страхования инвестиций от политических рисков.
|