В структуре гражданского общества институтам отведено центральное место. Содержание их деятельности, ее нормативное оформление, признанная за ними государством роль в управлении общественными процессами определяют в целом особенности того или иного гражданского общества.
Более того, многими исследователями подчеркивается, что об отдельно взятом гражданском обществе можно судить по деятельности существующих в нем институтов гражданского общества, важным признаком которых является реализация либо обладание способностью к реализации характерных для гражданского общества функций [7, с. 16].
Однако, рассматривая структуру гражданского общества, необходимо включать в нее не только институты, но также и сопутствующие им другие элементы гражданского общества, также обладающих соответствующей способностью, в первую очередь, потому, что при изменении содержания политической доктрины, общественных потребностей, в структуре гражданского общества неизбежно появление новых институтов, прежде всего, формирующихся на основе организаций, пребывавших в прединституционном состоянии. «В переходный период некоторые гражданские группы приобретают несвойственное им политическое значение. И наоборот, неустойчивость политической системы и неразвитость политических партий приближает их к статусу общественных организаций», - считает О.В. Маркова. И чем более развитым является гражданское общества в отдельно взятой стране, тем более существенным потенциалом по переходу из прединституционного состояния в форму институтов гражданского общества обладают его элементы, тем больше такие элементы участвуют в общественном управлении.
С учетом этого, предлагаем рассматривать элементы гражданского общества в зависимости от соотношения присутствующего их деятельности влияния на принятие органами власти управленческих решений и их зависимости от таких органов:
- объединения людей, влияющие на политику фактом своей деятельности и независящие от какой-либо политической силы и государства – профессиональные союзы, неправительственные организации, церковь;
- объединения людей, не влияющие на политику и независящие от какой-либо политической силы и государства – крупные коммерческие организации (открытые акционерные общества), творческие, научные, спортивные ассоциации, адвокатура, нотариат;
- объединения людей, важной составляющей деятельности которых является оказание влияния на политику и представляющие интересы одной из политических сил либо зависящие от государства – политические партии, общественные палаты, молодежные политические организации, органы территориального общественного самоуправления.
Деятельность политических структур на сегодняшний день является неотъемлемой составляющей процессов, проходящих в общественной жизни. Их влияние неоспоримо и в результате ни одно общественной объединение, как и в целом явление гражданского общества, не может считаться полностью огражденным от политического влияния. Вместе с тем политически активные организации и сообщества людей нельзя причислять к институтам гражданского общества. Их деятельность зачастую имеет характерную однонаправленную мотивацию, непосредственно зависящую от принимаемой идеологии, модели поведения, а не от конкретных потребностей их участников. Отсутствие гибкости и объективного восприятия личных интересов своих членов также не позволяет относить такие формы ассоциирования к институциональной составляющей гражданского общества [10, с. 44-45].
Тем не менее, не следует отрицать и то, что сообщества, обладающие признаком, выраженным в возможности влиять на принятие органами власти управленческих решений, имеют крепкую связь с гражданским обществом. Можно выделить следующие присущие им функции, реализация которых находит отражение в деятельности гражданского общества:
- непосредственное влияние на принятие решений, связанных с проблемами отдельных социальных групп, ассоциаций, объединений граждан, а также лоббирование как опосредованное влияние на реализацию соответствующих инициатив таких гражданских сообществ;
- обеспечение продвижения (либо оказание помощи в продвижении) гражданских инициатив, соответствующих определенной политической концепции, до уровня осуществления государственной воли;
- организация и проведение мероприятий, способствующих актуализации проблемы, формированию представлений о способах ее решения, обобщению накопленного материала и выработке единой позиции конкретной социальной группы;
- осуществление деятельности, служащей основой для создания общественных организаций социальной, культурной, спортивной и других направленностей.
Таким образом, к элементам гражданского общества, обладающим признаком, выраженным в возможности влиять на принятие органами власти управленческих решений, мы относим политические партии, политические организации, созданные при политических партиях, общественно-политические движения, а также общественная палата как особый общественно-политический институт.
Из предложенного ряда, как видно, выделяется институт общественной палаты, который, тем не менее, в силу особенностей своего формирования и функционирования, мы относим к числу элементов, имеющим отношение к политической стороне жизнедеятельности общества [3, с. 99-101].
Общественная палата – это новый, не знавший предшествовавших подобий общественный институт. Сочетая в своей основе государственную волю и общественные ресурсы, институт общественной палаты имеет едва ли не наивысший среди элементов гражданского общества потенциал в способности построения конструктивного диалога между государством и гражданским обществом, но при этом не относится к его институтам в силу, прежде всего, отсутствия полной политической независимости и экономической самостоятельности, а также по причине исполнения им специфических функций, часто не способствующих реализации гражданских инициатив. Согласно Кодексу этики членов Общественной палаты Российской Федерации, принятой на ее втором пленарном заседании 14 апреля 2006 года, данный институт сформирован в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, посредством их активного взаимодействия друг с другом и с Общественной палатой.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 4 апреля 2005 года №32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» деятельность Общественной палаты выражается в решении наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации (что, по нашему мнению, вполне согласуется с приведенными выше функциями сообществ, обладающих признаком, выраженным в возможности влиять на принятие органами власти управленческих решений). Она реализуется путем осуществления следующий полномочий: привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики; выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений; проведения общественной экспертизы проектов правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления; осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации; выработки рекомендаций органам государственной власти
Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации; и других полномочий.
В целях реализации указанных функций Общественная палата согласно пункту 3 статьи 16 данного федерального закона вправе помимо прочего проводить слушания по общественно важным проблемам, давать заключения о нарушениях законодательства Российской Федерации органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также о нарушениях свободы слова в средствах массовой информации; проводить экспертизу проектов правовых актов; принимать участие в работе комитетов и комиссий обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти; участвовать в формировании и организации деятельности общественных наблюдательных комиссий [15, с. 18].
При этом деятельность Общественной палаты России носит исключительно рекомендательный характер, на треть ее состав формируется Президентом Российской Федерации, а финансирование происходит из федерального бюджета. Однако наличие таких характеристик не является исключительно российской особенностью. «В зарубежных странах, например, во Франции, Испании, Италии, Общественная палата также целиком или частично может быть сформирована указом главы государства, по представлению Оргкомитета по формированию палаты или любого другого временного органа, с соответствующими данному порядку формирования состава полномочиями».
Однако, несмотря на видимую преемственность развития данного общественно-политического института, мы усматриваем в нем больший потенциал, чем тот, который заложен действующим законодательством и реализуется в России в настоящее время. Считаем, что институт общественной палаты способен стать ведущим субъектом развития гражданского общества в России, для чего ему необходимо претерпеть ряд качественных изменений.
Такие изменения должны касаться, в первую очередь, ухода общественной палаты от политической зависимости с неизбежным в этой связи отказом от назначения его членов со стороны действующей власти и, напротив, с передачей полномочий по участию в формировании его состава крупным неправительственным (некоммерческим) организациям и профсоюзам. И, во-вторых, общественная палата должна стать своего рода регулятором взаимоотношений власти и общества, обладающим правом принимать участие в формировании нормотворческой базы деятельности институтов гражданского общества.
Но, вместе с тем, и сегодня институт общественной палаты является весьма важным демократическим инструментом выполняющим, помимо прочих, функцию по доведению проблем, с которыми сталкиваются граждане, и предложений по их разрешению до сведения государственных и муниципальных органов и должностных лиц, служа в этом случае информационной площадкой, имеющей наилучшую возможность среди многих других институтов обратить внимание на исходящую от них информацию. И этим данный институт представляет собой уникальный симбиоз государственного и общественного начала, что, в свою очередь, дает «гражданским институтам возможность усиливать влияние на принятие решений органами государственной власти, а государству получать в их лице серьезного и равноправного партнера». В итоге это создает почву для наиболее полного и точного исполнения правовых актов самими государственными и муниципальными органами, и, в первую очередь, главы государства, а также не позволяет гражданским общественным инициативам, имеющим высокую степень общественной значимости, оставаться незамеченными.
|