Определение себестоимости продукции дается различными авторами, но смысл и сущность данных определений носит идентичный характер, так рассмотрим некоторые определения понятия себестоимости продукции, представленные российскими и зарубежными авторами.
Савицкая Г.В. утверждает что, себестоимость - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию [35, с. 115].
Воронова Е.Ю. в своих научных трудах утверждает, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и сбыт товаров [16, с. 52].
Букалов А.В. дает следующее определение понятию себестоимость продукции, по его мнению, себестоимость это наиболее значимый показатель определяющий эффективность финансово – экономической деятельности хозяйствующего субъекта [13, с. 46].
Золотухина А.Д. считает, что себестоимость продукции это совокупность затрат предприятия, сформированных определенным способом, характеризующая в конечном итоге эффективность его деятельности в целом [21, с. 30].
Дословный перевод работы английского экономиста Карла Дж. Симона «Cost of goods sold» [22, с. 88] позволяет сделать вывод о том, что себестоимость реализованной продукции для производителей является стоимость готовой продукции в начале инвентаризации плюс стоимость произведенной продукции за вычетом стоимости готовой продукции на конец инвентаризации.
Себестоимость реализованной продукции для розничной торговли является стоимость товаров в ее начале инвентаризации плюс чистая стоимость товар, купленный за вычетом стоимости товара в его окончания инвентаризации.
Себестоимость реализованной продукции не включает в себя коммерческие расходы и управленческие расходы, которые обычно называют SG & A.
И.А. Кузьмичева [26, с. 116] считает, что себестоимость реализованной продукции» это стоимость товаров, которые были произведены и доставлены клиентам (проданы) в течение отчетного периода.
Ниже представим классификацию затрат, образующих себестоимость продукции (таблица 1).
Таблица 1 – Классификация (группировка) затрат, образующих себестоимость продукции
Материальные затраты
|
Затраты на оплату труда
|
Отчисления на социальные нужды
|
Амортизация основных фондов
|
Прочие затраты
|
1. Сырьё и основные материалы (за вычетом
возвратных отходов).
2. Покупные комплектующие изделия и материалы.
3. Вспомогательные материалы
4. Топливо и
электроэнергия
|
Заработная плата
основная и дополнительная (премии, надбавки, компенсации)
|
Отчисления на социальное страхование.
|
Амортизация
производственных фондов
|
1. Платежи по
кредитам.
2. Командировочные расходы.
3. Оплата услуг
связи.
4. Затраты на все
виды ремонтов.
5. Расходы на рекламу.
6. Подготовка и
переподготовка
кадров.
|
Сумма затрат на производство, совершенных организацией в отчетном месяце, и себестоимость произведенной продукции являются очень близкими, но не одинаковыми понятиями. Совершенные в отчетном месяце затраты на производство включаются либо в себестоимость товарного выпуска продукции, либо в стоимость незавершенного производства на конец отчетного периода.
Определим более подробно, чем отличаются между собой величины затрат на производство, совершенных в отчетном месяце, и себестоимости товарного выпуска:
1) В составе затрат на производство учитываются все затраты, произведенные организацией за отчетный период, а в составе себестоимости продукции – только затраты, относящиеся к выпущенной из производства готовой продукции (товарному выпуску). Поэтому в объем производственных затрат в отчетном месяце включается стоимость незавершенного производства на отчетную дату, но не включается – стоимость незавершенного производства на начало отчетного месяца. В себестоимость товарного выпуска, наоборот, включается стоимость незавершенного производства на начало отчетного месяца, и не включается стоимость незавершенного производства на конец отчетного месяца [32, с. 348].
Незавершенное производство на начало месяца + Затраты на производство = Себестоимость продукции (работ) + Незавершенное
производство на конец месяца (1)
2) Согласно допущению временной определенности фактов хозяйственной деятельности, затраты на производство и реализацию продукции относятся в бухгалтерском учете к тому отчетному периоду, в котором они должны иметь место, независимо от фактического времени выбытия активов (перечисления средств с расчетного счета и др.). Таким образом, по некоторым затратам на производство фактическое выбытие активов произошло в одном отчетном периоде, но включение данных затрат в себестоимость производится в другом отчетном периоде: в том, к которому относятся данные затраты. К такому типу относятся расходы будущих периодов (авансовые арендные платежи, оплата подписки на специальные издания и пр.) и резервы предстоящих расходов и платежей (на предстоящую оплату отпусков, на предстоящие затраты по ремонту основных средств и пр.).
3) Некоторые виды затрат, имеющих отношение к производству, в установленном порядке не включаются в себестоимость и финансируются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
4) Некоторые виды затрат включаются в себестоимость в пределах установленных лимитов, норм и нормативов, а в части, превышающей норму, не относятся на себестоимость и финансируются из других источников. К таким затратам, например, относятся платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду, которые включаются в себестоимость при величине выбросов не выше предельно допустимых. Платежи за превышение предельно допустимых величин относятся на счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.
Можно выделить следующие виды себестоимости продукции (рисунок 1) [23, с. 86-87].
Рисунок 1 – Виды себестоимости продукции
По последовательности формирования себестоимости единицы продукции различают технологическую, цеховую, производственную и полную себестоимость. Для экономической оценки вариантов новой техники и выбора наиболее эффективного из них исчисляется технологическая (оперативная) себестоимость. В ее состав входит сумма затрат данного цеха, непосредственно связанных с выполнением определенной операции или комплекса операций. Цеховая себестоимость образуется из всех текущих затрат цеха на производство единицы продукции. В производственную себестоимость помимо производственных затрат цехов включаются расходы по общему управлению предприятием (заработная плата персонала заводоуправления, амортизация и текущий ремонт зданий производственного назначения и т.п.), а в полную – внепроизводственные расходы.
Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг) [34, с. 81].
Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются [9, с. 142-144]:
- объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
- исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;
- обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;
- содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;
- выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.
Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.
|