Понедельник, 19.11.2018, 00:36
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
По каким направлениям вам нужны задачи?
Всего ответов: 461
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Понятие, сущность и себестоимости продукции. Соотношения понятия себестоимость продукции и затраты предприятия

Определение себестоимости продукции дается различными авторами, но смысл и сущность данных определений носит идентичный характер, так рассмотрим некоторые определения понятия себестоимости продукции, представленные российскими и зарубежными авторами.

Савицкая Г.В. утверждает что, себестоимость - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию [35, с. 115].

Воронова Е.Ю. в своих научных трудах утверждает, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и сбыт товаров [16, с. 52].

Букалов А.В. дает следующее определение понятию себестоимость продукции, по его мнению, себестоимость это наиболее значимый показатель определяющий эффективность финансово – экономической деятельности хозяйствующего субъекта [13, с. 46].

Золотухина А.Д. считает, что себестоимость продукции это совокупность затрат предприятия, сформированных определенным способом, характеризующая в конечном итоге эффективность его деятельности в целом [21, с. 30].

Дословный перевод работы английского экономиста Карла Дж. Симона  «Cost of goods sold» [22, с. 88] позволяет сделать вывод о том, что себестоимость реализованной продукции для производителей является стоимость готовой продукции в начале инвентаризации плюс стоимость произведенной продукции за вычетом стоимости готовой продукции на конец инвентаризации.

Себестоимость реализованной продукции для розничной торговли является стоимость товаров в ее начале инвентаризации плюс чистая стоимость товар, купленный за вычетом стоимости товара в его окончания инвентаризации.

Себестоимость реализованной продукции не включает в себя коммерческие расходы и управленческие расходы, которые обычно называют SG & A.

И.А. Кузьмичева [26, с. 116] считает, что себестоимость реализованной продукции» это стоимость товаров, которые были произведены и доставлены клиентам (проданы) в течение отчетного периода.

Ниже представим классификацию затрат, образующих себестоимость продукции (таблица 1).

Таблица 1 – Классификация (группировка) затрат, образующих себестоимость продукции

Материальные затраты

Затраты на оплату труда

Отчисления на социальные нужды

Амортизация основных фондов

Прочие затраты

1. Сырьё и основные материалы (за вычетом

возвратных отходов).

2. Покупные комплектующие изделия и материалы.

3. Вспомогательные материалы

4. Топливо и

электроэнергия

Заработная плата

основная и дополнительная (премии, надбавки, компенсации)

Отчисления на социальное страхование.

 

Амортизация

производственных фондов

1. Платежи по

кредитам.

2. Командировочные расходы.

3. Оплата услуг

связи.

4. Затраты на все

виды ремонтов.

5. Расходы на рекламу.

6. Подготовка и

переподготовка

кадров.

Сумма затрат на производство, совершенных организацией в отчетном месяце, и себестоимость произведенной продукции являются очень близкими, но не одинаковыми понятиями. Совершенные в отчетном месяце затраты на производство включаются либо в себестоимость товарного выпуска продукции, либо в стоимость незавершенного производства на конец отчетного периода.

Определим более подробно, чем отличаются между собой величины затрат на производство, совершенных в отчетном месяце, и себестоимости товарного выпуска:

1) В составе затрат на производство учитываются все затраты, произведенные организацией за отчетный период, а в составе себестоимости продукции – только затраты, относящиеся к выпущенной из производства готовой продукции (товарному выпуску). Поэтому в объем производственных затрат в отчетном месяце включается стоимость незавершенного производства на отчетную дату, но не включается – стоимость незавершенного производства на начало отчетного месяца. В себестоимость товарного выпуска, наоборот, включается стоимость незавершенного производства на начало отчетного месяца, и не включается стоимость незавершенного производства на конец отчетного месяца [32, с. 348].

Незавершенное производство на начало месяца + Затраты на производство = Себестоимость продукции (работ) + Незавершенное

производство на конец месяца                                       (1)

2) Согласно допущению временной определенности фактов хозяйственной деятельности, затраты на производство и реализацию продукции относятся в бухгалтерском учете к тому отчетному периоду, в котором они должны иметь место, независимо от фактического времени выбытия активов (перечисления средств с расчетного счета и др.). Таким образом, по некоторым затратам на производство фактическое выбытие активов произошло в одном отчетном периоде, но включение данных затрат в себестоимость производится в другом отчетном периоде: в том, к которому относятся данные затраты. К такому типу относятся расходы будущих периодов (авансовые арендные платежи, оплата подписки на специальные издания и пр.) и резервы предстоящих расходов и платежей (на предстоящую оплату отпусков, на предстоящие затраты по ремонту основных средств и пр.).

3) Некоторые виды затрат, имеющих отношение к производству, в установленном порядке не включаются в себестоимость и финансируются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

4) Некоторые виды затрат включаются в себестоимость в пределах установленных лимитов, норм и нормативов, а в части, превышающей норму, не относятся на себестоимость и финансируются из других источников. К таким затратам, например, относятся платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду, которые включаются в себестоимость при величине выбросов не выше предельно допустимых. Платежи за превышение предельно допустимых величин относятся на счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.

Можно выделить следующие виды себестоимости продукции (рисунок 1) [23, с. 86-87].

 

Рисунок 1 – Виды себестоимости продукции

По последовательности формирования себестоимости единицы продукции различают технологическую, цеховую, производственную и полную себестоимость.  Для экономической оценки вариантов новой техники и выбора наиболее эффективного из них исчисляется технологическая (оперативная) себестоимость. В ее состав входит сумма затрат данного цеха, непосредственно связанных с выполнением определенной операции или комплекса операций. Цеховая себестоимость образуется из всех текущих затрат цеха на производство единицы продукции. В производственную себестоимость помимо производственных затрат цехов включаются расходы по общему управлению предприятием (заработная плата персонала заводоуправления, амортизация и текущий ремонт зданий производственного назначения и т.п.), а в полную – внепроизводственные расходы.

Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг) [34, с. 81].

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются [9, с. 142-144]:

- объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

- исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;

- обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

- содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

- выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (07.11.2018)
Просмотров: 14 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск