Принципами правоохранительной политики в Российской Федерации являются основополагающие идеи, определяющие общие подходы гражданского общества и государственной власти к стратегически ориентированной деятельности в сфере охраны права и обеспечения правопорядка в обществе. Указанные принципы вытекают из объективных закономерностей правового развития, его предназначения и направленности.
Наиболее общими принципами правоохранительной политики, как одного из видов правовой политики в целом, в Российской Федерации являются [2, с. 149]:
- социально-политическая обусловленность - принимаемые в сфере правоохраны решения, акты и предпринимаемые действия основываются на актуальных объективно сформировавшихся потребностях и интересах личности, общества и государства.
- научная обоснованность - правоохранительная политика основывается на положениях и рекомендациях юридической науки, теоретических и прикладных разработках авторитетных научных центров и школ.
- приоритетность прав и основных свобод человека и гражданина - создание условий для наиболее полной реализации и эффективной защиты основополагающих прав и свобод человека и гражданина является одним из определяющих направлений правовоохранительной политики в Российской Федерации.
- легитимность - содержание правоохранительной политики в Российской Федерации должно отражать интересы широких слоев населения. Большинство граждан Российской Федерации должно одобрять и санкционировать направленность и содержание правоохранительной политики государства, а также ее разработку и реализацию субъектами гражданского общества, а также законными органами государственной власти.
- демократический характер - правоохранительная политика должна формироваться и осуществляться при участии и под контролем широких слоев населения.
Злоупотребление правовыми средствами, использование правоохранительной деятельности в интересах лоббистских групп субъектов или отдельных личностей не допускается.
Законность - правоохранительная политика России должна основываться на общепризнанных нормах и принципах международного права, нормах Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов Федерации, а также не противоречащих им нормах подзаконных нормативных правовых актов. Запрещается использование правовых механизмов и процедур, если такая правоохранительная деятельность связана с нарушениями названных правовых предписаний, либо направлена на достижение противоправных целей. При проведении правоохранительной политики не допускается игнорирование требований законодательства под предлогом политической, экономической или иной целесообразности.
- учет нравственно-ценностных устоев и социокультурных традиций общества - правоохранительная политика должна основываться на общепризнанных нравственных ценностях и культурных традициях российского общества, базироваться на идеях гуманизма, справедливости, взаимопомощи и социального компромисса, приоритета общесоциальных интересов над индивидуальными потребностями, уважения к институтам гражданского общества, национально-культурного равноправия, уважения ценностей и традиций всех народов России и мирового сообщества.
- согласованность с международными стандартами правового регулирования при учете национальных интересов - правоохранительная политика в Российской Федерации основана на общепризнанных принципах и нормах международного права и международно-правовых стандартах правового регулирования не противоречащих ее национальным интересам
- гласность - в Российской Федерации обеспечивается открытый доступ к информации и информационным ресурсам о сущности, целях, принципах и механизмах реализации правоохранительной политики.
- целенаправленность, четкое определение приоритетов – проведение правоохранительной политики основывается на непротиворечивой системе стратегических и ближайших целей, а также на наиболее актуальных на конкретном этапе развития общества практических задачах (приоритетах).
- прогнозирование - курс развития правоохранительной системы общества основан на предвидении потенциально возможных в перспективе вариантов развития регулируемых отношений и предпринимаемых в этой сфере решений. Любая модель правоохранительной политики должна учитывать как текущий момент социального состояния, так и его динамику, тенденции и перспективы дальнейшего развития, быть устойчивой и рассчитана на своевременный учет возможных изменений.
- планомерность и поэтапность - правоохранительная политика должна проводиться на основе долгосрочной программы реформирования правоохранительной системы общества, а также на системе ближайших и перспективных планов правотворческой деятельности и правореализационных мероприятий в сфере охраны права и обеспечения правопорядка [2, с. 150-151].
|