Вторник, 20.10.2020, 20:20
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Приоритетные национальные проекты, их содержание и значение для Российской Федерации на современном этапе

Приоритетные национальные проекты (ПНП) – ближайшие цели, которые не отменяют определенные ранее стратегические задачи по модернизации здравоохранения и образования, формированию платежеспособного, массового рынка жилья, а являются первым периодом в реализации общей государственной стратегии России.

Из отечественного опыта реформ и преобразований следует, что только вложения в человека способны помочь уйти от экономики «ресурсной и индустриальной» к экономике знаний, к экономике «ежедневной технологической революции», которая создается личными усилиями активных, здоровых, образованных граждан. А развитие потенциала личности напрямую зависит от доступности и качества образования, здравоохранения, информации, коммуникаций и т. д. Понимание подобных задач и стремление найти наиболее эффективную форму для их решения привели к идее проектного подхода.

Значение национальных проектов для Российской Федерации огромно. Для того, чтобы понять насколько важны реформы, приведем данные о состоянии их приоритетных направлений. Начнем с демографии и здоровья.

В конце XX начале XXI веков Россия стала отставать по многим показателям от развитых стран мира. В первую очередь это касается медицины, так как продолжительность жизни российских граждан продолжает снижаться.

Для сравнения продолжительность жизни в царской России в 1900 году была на 13 - 20 лет меньше, чем в США, Швеции, Японии, Франции. Но в 1965 году мы почти догнали эти страны. А наши женщины жили в среднем даже дольше, чем в Японии. В следующие четыре десятилетия Россия снова оказалась отброшенной далеко назад (таблица 1).

 

Таблица 1 – Продолжительность жизни в России в отличие от США, Франции, Швеции и Японии (динамика за 100 лет)

год

от США

от Франции

от Швеции

от Японии

Мужчины

1900

на 15,9 лет

на 12,7 лет

на 20,3 лет

на 14,5 лет

1965

на 2,3 года

на 3 года

на 7,2 года

на 3,2 года

2003

на 15,4 лет

на 17 лет

на 19,1 лет

на 19,6 лет

Женщины

1900

на 16,2 лет

на 14,1 лет

на 20,8 лет

на 13,1 лет

1965

на 0,5 года

на 1,4 года

на 2,8 года

-0,5 года

2003

на 7,6 лет

на 11,1 лет

на 10,3 лет

на 13,1 лет

 

По данным Росстата, более 30 процентов умерших в прошлом году россиян - граждане трудового возраста. Этот показатель выше, чем в странах Европейского Союза (ЕС). До пенсии у нас не доживают ежегодно 650 - 740 тысяч человек.[5]

В развитых индустриальных странах работающие люди умирают все реже, а у нас тенденция прямо противоположная. С 1990 года общая численность мужчин, умерших до 60, и женщин, не доживших до 55 лет, превысила 10 миллионов человек.

Состояние здоровья нации напрямую связано с демографической ситуацией в стране. На сегодняшний день она в Российской Федерации характеризуется как кризисная. Рассмотрим тот же показатель - продолжительность жизни населения. Как видим из рис. 1.3, пики падения продолжительности жизни пришлись на 1994-1995 гг., а затем на 2003-2005 гг., после чего последовал период восстановления.

Но даже положительные пиковые показатели в России существенно отличаются от аналогичных в развитых странах в меньшую сторону. Отмечаются три главные причины демографического кризиса:

1. Общая тенденция, характерная для всех развитых стран, - снижение рождаемости.

2. Потери России в Великой Отечественной войне и демографическая яма после этого периода, а также повторение этих «провалов» через каждые 25 лет.

3. Падение уровня жизни большинства граждан страны.[8]

По данным Росстата, численность населения России к началу 2020 года составит 136,2 миллиона человек, что на 7,3 миллиона меньше, чем в 2005 году, а численность трудоспособного населения за тот же период сократится на 13,6 миллиона человек. По оценке Комиссии по демографии Совета Европы и Глобальной комиссии по демографии ООН, к 2050 году с лица Земли могут исчезнуть 30 -40 миллионов россиян.[6]

На сегодняшний день уровень рождаемости в России составляет всего 1,34 миллиона человек, тогда как для простого воспроизводства населения он должен быть не менее 2,15. По данным ученых РАМН, 70 процентов девочек и 50 процентов мальчиков с 14 лет имеют проблемы в репродуктивной сфере.

Серьезные проблемы накопились в России и в сфере образования. В советский период считалось, что у нас одна из лучших в мире систем образования. И это было недалеко от истины. Труд учителя, преподавателя, профессора был почетен и по достоинству вознаграждался. Но в 90-х годах XX века оказалось, что наша система образования серьезно отстала от мировых стандартов. Во всех развитых государствах вложения в образование, науку, культуру намного превышают вложения в технику, оборудование, здания и сооружения. Соответственно и основной прирост национального богатства определяется сегодня качеством образования, жизни людей и условиями, создаваемыми для раскрытия человеческого потенциала.

Одним из самых острых и сложных является вопрос обеспечения граждан России жильем. Основные проблемы - износ коммунальных сетей, крайне слабая строительная индустрия, устаревшие градостроительные планы регионов. По данным Росстроя, 15 процентов городов страны живут без градостроительного плана. Ситуация усугубляется тем, что 70 процентов строительных мощностей сосредоточено в Европейской части России, а в Сибири и на Дальнем Востоке они практически отсутствуют. Это еще раз подтверждает ту диспропорцию, которая существует между западными и восточными регионами России. Цены на жилье в последние годы в России росли гигантскими темпами - на 2-3 процента в месяц, а в Москве и Подмосковье -2,5 процента в неделю. По мнению экспертов, лишь 9 процентов россиян могут накопить средства на покупку квартиры.

Очевидны проблемы агропромышленного комплекса. Очень долгое время российская деревня находилась на обочине государственных интересов. К ней в 90-е годы XX века накрепко приклеился эпитет «умирающая». Производство продукции в российском аграрном секторе по сравнению с началом 1990-х годов сократилось почти в три раза, объемы капитальных вложений - в 20 раз, парк сельхозмашин - в два раза. Средний доход сельского жителя сегодня один из самых низких в стране. Уровень сельской безработицы составляет 11 процентов, в то время, как в среднем по стране - 6,6 процента.

Сельские жители по качеству жизни, социальным гарантиям, развитости инфраструктуры, дорог, транспорта, медицинского и культурного обслуживания, уровню образования резко отстают от горожан. Если сравнить господдержку, оказываемую АПК в нашей стране, с поддержкой, которую оказывает государство сельскому хозяйству в развитых странах, то она будет разительно отличаться. Так, если у нас тратится 20 долларов на гектар земли, то в Японии поддержка составляет 6,5 тысячи долларов на гектар, а в ЕС - 700 долларов.

Приоритетные национальные проекты направлены в первую очередь на решение важнейших социальных задач в сфере здравоохранения, образования, обеспечения граждан комфортным жильем и качественным продовольствием. Таким образом, национальные проекты можно рассматривать как инструменты социальной политики. В то же время решение задач, обозначенных в национальных проектах, тесно связано со стратегическими целями, которые ставит перед собой руководство нашей страны.

Для их воплощения в жизнь Указом Президента РФ был создан Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.[3]

Новые инициативы в сфере государственной социальной политики, провозглашенные в ПНП, составили основу механизма реализации государственной стратегии, отраженной в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», а впоследствии - в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Государственная стратегия в 1990 - 2005 гг. в основном была направлена на реформу политической системы, федеративных отношений, экономической и финансовой системы страны и практически не захватывала область социальных отношений, которая фактически осталась неизменной с советского периода.

А между тем – и это доказывает опыт передовых государств – именно социальная область стала локомотивом развития в последние десятилетия  превратилась из фактора стабильного общества в фактор экономического развития. Необходимо подчеркнуть три объективные социально-экономические составляющие основ индустриально развитых стран, которые сложились в последней четверти XX в.

Во-первых, качество человеческого потенциала, которое превратилось в ведущий фактор экономического развития, определяется прежде всего социальной политикой государства.

Во-вторых, социальная политика является основой для развития институтов гражданского общества и повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, стимулирует создание новых, более эффективных механизмов взаимоотношений государства и общества. Известно, что чем более развито государство, тем больше социальных функций переходит от государства к обществу. Прежде всего к институтам гражданского общества и местного самоуправления.

В-третьих, главной целью развития государства, общества выступает человек, его возможности и способности. Другими словами, если прежде в качестве цели действия власти называлось укрепление государства или нации (иногда религиозные или идеологические цели), то сегодня это может быть только человек, который является основой для суверенитета государства и нации.

Выше мы уже обозначили основные направления, по которым государство намерено действовать особенно активно, теперь же кратко рассмотрим сущность каждого из приоритетных на сегодняшний день национальных проектов.[3]

Национальный проект «Здоровье»

Национальный проект в сфере здравоохранения предусматривает повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам).

Первоначально были обозначены следующие задачи:

1. дополнительные денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам;

2. вакцинация населения;

3. полноценное обследование новорожденных;

4. профессиональная переподготовка кадров;

5. система «родовых сертификатов».

Последняя задача не имела аналогов прежде, поэтому расскажем о ней подробней. В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах, создать условия для здоровой конкуренции между лечебными учреждениями. Согласно условиям этой программы женщина может сама выбрать лечебное учреждение и расплатиться с ним. Делается это путём выдачи талонов родовых сертификатов, по которым:

1. женская консультация получает 3000 рублей;

2. родильный дом получает 6000 рублей;

Родовые сертификаты введены с 1 января 2006 года. С 1 января 2007 года выплаты по каждому сертификату были увеличены на 1000 рублей. Благодаря данной программе родильные дома и женские консультации получили существенный стимул для повышения уровня обслуживания и улучшение условий пребывания пациентов и, кроме того, позволило женщинам самостоятельно выбирать учреждение, которое подходит для них наилучшим образом.

Так, на первые два года реализации национальных проектов было запланировано:

1. в четыре раза увеличить объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

2. полностью укомплектовать участковую службу квалифицированными врачами и медицинскими сестрами, обеспечить ее необходимым оборудованием.[11]

Национальный проект «Образование»

Национальный проект в сфере образования предусматривает создание двух новых университетов: Южный и Сибирский федеральный университеты (государство выделяет по 3 млрд руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге (по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих.

Ключевыми элементами этого проекта являются следующие:

1. Конкурсы инновационных вузов;

2. Учебные пособия;

3. Премии школам;

4. Премии лучшим учителям;

5. Премии лучшим ученикам;

6. Транспорт школам сельским;

7. Национальные университеты;

8. Профессиональное образование в воинских частях;

9. Премии преподавателей ВУЗов.

Уже из федерального бюджета 2006 г. на проект «Образование» было выделено 31 млрд. руб., в том числе на стимулирование инновационных программ — 26 млрд. руб., на поощрение лучших учителей — 1 млрд. руб. в год, на закупки учебного оборудования — 2,3 млрд. руб., 3500 школьных автобусов — 1 млрд. руб., подключение 18 000 школ к Интернету — 1,5 млрд. руб.

Так, на первые два года реализации национальных проектов было запланировано:

1. подключить больше половины школ страны к сети Интернет;

2. выделить тысячи грантов талантливой молодежи, ученым, лучшим учителям.[11]

 

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»

Один из самых сложных в организационном, финансовом и техническом плане проектов. Решение жилищного вопроса волновало всех правителей России на протяжении последних столетий. Однако ни одна программа не была настолько масштабной, чтобы решить этот вопрос.

Так или иначе, он оставался незавершенным. Мы представляем ниже изначальные требования к проекту, однако уже сейчас понятно, что они не могут быть удовлетворены в полном объеме. Основные задачи проекта представлены на рис. 1.2

http://admin.smolensk.ru/~arhstroy/habitation_doc_6_2.jpg Рисунок 3 – Структура нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»

 

Итак, национальный проект «Жилье» должен был решить следующие задачи:

1. увеличение к 2010 г. объемов жилищного строительства в 2 раза, а в 2007 г. — на треть (до 56 млн кв. м); увеличение доли населения, способного приобрести жилье, с 9 % до 30 %;

2. увеличение к 2007 г. объема ипотечных кредитов более чем на треть (до 151 млрд руб.) и снижение ставки по ипотечным кредитам с 15 % до 11 % в 2007 г. и до 8 % в 2008—2009 гг.;

3. выделение жилищных субсидий ряду категорий граждан;

4. модернизацию ЖКХ, увеличение к 2007 г. частных инвестиций в коммунальном секторе до 20 % и снижение износа коммунальной инфраструктуры с 60 % до 55 %.

Одним из главных отрицательных факторов, повлиявших на исполнение этого проекта, был мировой финансовый кризис. Однако этот фактор далеко не единственный. Тем не менее, усилия прилагаются, поэтому дальнейшая реализация проекта остается под вопросом.

Так, на первые два года реализации национальных проектов было запланировано:

1. обеспечить адресную поддержку десятков тысяч молодых семей, молодых специалистов на селе;

2. обеспечить массовое строительство новых микрорайонов.[11]

 

Национальный проект «Развитие АПК»

Национальный проект в сфере сельского хозяйства направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса. Вот ключевые задачи этого проекта:

1. развитие сельской кредитной кооперации;

2. развитие лизинга;

3. развитие животноводства и земледелия.

Сельское хозяйство – это еще одна проблемная зона, требующая не только повышенного внимания, но и огромных административных и финансовых усилий.

Так, на первые два года реализации национальных проектов было запланировано:

1. направить значительные средства на поддержку предоставления дешевых долгосрочных кредитов на строительство и перевооружение животноводческих комплексов

2. направить средства на развитие производства в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах.[11]

Однако с первых же месяцев реализации национальных проектов возникали трудности, которые оказывали отрицательное влияние на время и эффективность реформ. Проблемы социальной сферы копились более 10 лет. Наивно предполагать, что сложившиеся системные диспропорции можно реально безболезненно решить за 1-2 года. Этого и не произошло.

Тем не менее, заявленные социальные инициативы обозначены как главные приоритеты государственной политики. Это значит, что на обозначенных направлениях должны быть сконцентрированы усилия всех ветвей и уровней власти.

Для обеспечения координации усилий всех участников проектов создан Совет во главе с Президентом. В состав Совета вошли представители всех уровней исполнительной и законодательной власти, гражданского общества, эксперты.

Приоритетные национальные проекты вызвали неподдельный интерес в экспертном сообществе, у представителей административной, политической и бизнес-элиты России. Вместе с тем у рядового населения тема национальных проектов не вызвала большого интереса и затерялась среди других событий политической и экономической жизни страны. Был проведен ряд исследований, прямо или косвенно затрагивающих проблематику национальных проектов, в ходе каждого из них были опрошены от 1000 до 1500 человек и в результате этих исследований было выяснено, что о национальных проектах общество знает мало и почти не интересуется ходом их реализации.

Результаты социологических опросов показывают, что россияне достаточно негативно оценивают перспективы приоритетных национальных проектов. Больше половины опрошенных не верят, что в ближайшее время в какой-либо из сфер, затронутых национальными проектами, произойдут изменения к лучшему. Наихудшие перспективы, по мнению опрошенных, имеет национальный проект в области сельского хозяйства (62% опрошенных не верят в позитивных изменения в этой области в ближайшее время). Перспективы реализации остальных проектов также не вызывают оптимизма.

Наиболее приоритетным для себя граждане считают национальный проект в области здравоохранения. При этом население скептически настроено по отношению перспектив реализации приоритетных национальных проектов. Более половины россиян не верят, что в обозначенных Президентом областях произойдут изменения к лучшему.

Привести однозначное объяснение такого отношения населения к значимым для всей страны программам достаточно сложно. С одной стороны о начале реализации национальных проектов было объявлено достаточно размыто, в том смысле, что не было разъяснено, каким образом они будут реализовываться, каких результатов намерено добиться правительство, а декларации, звучавшие от политиков, уже не воспринимаются обществом как достоверные. Другая причина в том, что общество разобщено и не воспринимает национальные проекты, как нечто, касающееся лично каждого гражданина. Напротив, граждане воспринимают проекты как не имеющие к ним отношения. Эта проблема имеет глубокие причины, требующие комплексного подхода со стороны правительства, направленного на улучшение имиджа власти и решение проблем в самих властных структурах. Особенно остро стоит на сегодняшний день проблема коррупции.

Россия может стать конкурентоспособной на мировой арене державой только в том случае, если качество жизни ее граждан приблизится к лучшим мировым стандартам. Таково требование научно-технического прогресса. Безвозвратно минули те времена, когда голодные, полураздетые, нередко больные люди устанавливали трудовые рекорды на великих стройках социализма.

Таким образом, в современных условиях только здоровый, хорошо образованный, обеспеченный комфортным жильем человек может внедрять инновации, создавать высокие технологии, производить наукоемкую продукцию, без чего невозможно представить эффективную рыночную экономику.

 

  1. Национальные проекты представляют собой комплекс мер, направленных на первоочередное развитие значимых сфер жизни российского государства. Нацпроекты стартовали в 2006 году в четырех направлениях - образование, здравоохранение, жилье и агропромышленное производство.
  2. Старту нацпроектов способствовал ряд благоприятных факторов - наличие финансовых ресурсов, укрепление власти, трехлетний цикл бюджетного планирования, общее согласие во власти в необходимости структурных реформ в стране.
  3. Национальные проекты в том или ином виде существовали и раньше, как в России, так и за рубежом. Примером могут быть многие советские проекты (БАМ, полет человека в космос), экономические реформы после Великой депрессии в США, а также ряд других.
  4. Российские нацпроекты 2006 года задуманы как масштабные изменения в ключевых сферах жизни нации. Благодаря им уровень жизни должен был увеличиться, экономика перейти в рост, а государство еще более окрепнуть. Однако глобальный финансовый кризис 2008 года, изменившийся вектор политических отношений внутри страны, привели к тому, что нацпроекты не были реализованы полностью. Дальнейшая работа по обозначенным направлениям была переведена в рамки государственных программ развития.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (04.11.2018)
Просмотров: 171 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск