Воскресенье, 18.11.2018, 23:54
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
По каким направлениям вам нужны задачи?
Всего ответов: 461
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Современная налоговая система РФ

Налоговая система любого государства - это сложный механизм, состоящий из определенного ряда разнообразных налогов, цель которых - пополнение государственной казны или влияние на поведение и деятельность экономических агентов. Случается, что такие цели вступают в противоречие друг с другом. Усложненность и многоступенчатость налоговой системы возникает как раз из-за реализации стремления распределить общее налоговое бремя между разношерстными группами плательщиков налогов, исходя из основополагающих принципов справедливости и максимальной эффективности.

Федеративное устройство Российской Федерации подразумевает введение понятия «налоговый федерализм» - максимально эффективное разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны с целью обеспечения единства государства и стабильности его социально-экономического развития.

Под «налоговой системой» принято понимать определенную совокупность обязательных, индивидуально безвозмездных платежей, которые установлены государством и взимаются им для создания общегосударственного банка (фонда) финансовых ресурсов, а также принципы, способы, формы и методы взимания этих платежей. Основа налоговой системы государства – это налоги и сборы. Налоговая система позволяет государству реализовывать свои функции по управлению (распределению и перераспределению, регулированию) финансовыми потоками как внутри государства, так и в более широком смысле экономики страны.

В современных условиях принципы эффективной работы всей налоговой системы это, прежде всего, прочная законодательная база, которая обеспечивает целостность «налоговой машины» и обеспечение реального дохода. Основные принципы системы налогов в РФ как демократического государства предполагают, что налог должен быть удобными для сбора; налоговое бремя должно быть равномерно распределено между всеми и поддаваться разумной корректировке, чтобы соответствовать целям экономической политики страны на данном этапе; учитывать интересы территорий большой страны. Поэтому в настоящее время налоговой системе РФ соответствуют такие организационные принципы:

- единства;

- подвижности (пластичности);

- стабильности;

- множественности налогов;

- исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Налоговая система России - это совокупность ряда налогов и сборов, которые государство взимает с плательщиков в определенном порядке и на условиях, которые определены Конституцией государства и закреплены Налоговым кодексом. Сейчас в РФ функционирует налоговая система трех уровней (федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги), которая, в соответствие со статьей 18 НК, устанавливает также несколько специальных налоговых режимов. В отличие от налогов, сборы могут быть только федеральными.

По объектам налогообложения выделяют налоги на доходы, имущество, потребление и капитал. По субъектам (плательщикам налогов) классифицируют:

- налоги, взимаемые государством с физических лиц (например, налог на имущество физ. лиц, налог на доходы и пр.);

- налоги, взимаемые с организаций (например, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций и др.).

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах, соответствующих предусмотренным в нем положениям, и внесения их в Правительство Российской Федерации. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.[1]

В трехлетней перспективе 2013–2015 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

Можно выделить основные направления развития налоговой системы РФ, представленные Министерством Финансов РФ в 2013 году.

В рамках мероприятий налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

- поддержка инвестиций и развития человеческого капитала;

- совершенствование механизмов налогообложения финансовых операций;

- совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;

- развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

В частности, предлагается предусмотреть освобождение от налогообложения ряда социально значимых выплат физическим лицам (некоторых грантов, выплат безработным гражданам, сумм оплаты медицинских услуг отдельными категориями работодателей и др.). Планируется скорректировать порядок представления имущественного налогового вычета по расходам на новое строительство и приобретение жилья.

Планируется также организовать работу, направленную на сближение бухгалтерского и налогового учета (в том числе предлагается отказаться от установления особых правил определения показателей, используемых при расчете налоговой базы, отличных от правил бухгалтерского учета).
Особое внимание в документе уделено специальным налоговым режимам для малого предпринимательства.

Среди мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы, планируется подготовить предложения по совершенствованию механизма налогообложения добычи некоторых видов полезных ископаемых, внести изменения в размеры ставок акциза в 2015 году, ввести налог на недвижимость, а также в рамках данного налога рассмотреть вопросы, касающиеся налогообложения престижного потребления (налогообложение объектов роскоши).

В плановом периоде предусматривается также принятие ряда мер, касающихся оптимизации налоговых льгот (в том числе предлагается рассмотреть вопрос о постепенной отмене льгот по налогу на имущество организаций путем повышения налоговых ставок в период с 2013 по 2019 годы). В рамках проведения работ по повышению эффективности налогового администрирования предлагается также ввести дополнительные меры по противодействию уклонения от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций (рассматривается возможность введения в российское законодательство норм о контролируемых иностранных компаниях).[2]

 

 

[1] Джаарбеков С.М Нормативное регулирование системы налогообложения в РФ // Финансовый директор. – 2011 – №1, с. 6-9

 

[2] Юшкина Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М. – 2008 с. 172-175

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (06.11.2018)
Просмотров: 13 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск