Пятница, 26.04.2024, 01:15
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Стратегия уголовной политики в области противодействия хулиганству на современном этапе

В уголовно-правовой науке имеется множество определений уголовной политики. Для анализа уголовной политики государства применительно к области противодействия уголовно-наказуемому хулиганству приведем, по нашему мнению, наиболее основательные.

Уголовная политика – это основные принципы, направления и перспективы охраны …общественных отношений от преступных посягательств (борьбы с преступностью), базирующиеся на познании объективных закономерностей развития общества в исторически определенный период времени и соответствующие сущности социально-экономической формации [32, c. 118-119].

Н.И. Загородников и Н.А. Стручков дополняют это определение, включая создание и применение правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права. Н.С. Панченко утверждает, что уголовная политика формирует главную линию, стратегические и тактические направления борьбы с преступностью.

По вполне справедливому мнению Э.Ф. Побегайло, политика выражает функции государства по руководству той или иной сферой общественной жизни. Уголовная политика как одно из направлений социальной политики – это часть государственной политики борьбы с преступностью. Речь идет о направлении деятельности государства в этой специфической сфере, определении форм, задач, содержании деятельности государства и его органов по борьбе с преступностью и тесно связанными с нею другими формами антиобщественного поведения. Уголовная политика представляет собой стратегию и тактику этой борьбы. Стратегия и тактика предполагают ответы на два вечных вопроса: что делать и как делать? На первый вопрос ответ дает стратегия, на второй – тактика. В качестве составных частей (отраслей, подсистем, направлений) единой политики борьбы с преступностью (или, по нашему мнению, «правоохранительной политики государства»), выделяются уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная (пенитенциарная), криминологическая (профилактическая), административно-правовая ее разновидности. Однако в реальной жизни борьба с преступностью осуществляется комплексно с использованием возможностей каждой из политик.

Таким образом, уголовная политика в области борьбы с хулиганством – часть уголовной политики противодействия преступности, которая, в свою очередь, является частью правоохранительной политики Российской Федерации. Это направление уголовной политики представляет собой совокупность ряда правовых разноотраслевых мер, направленных на осуществление единой цели – эффективного противодействия противоправному (и именно преступному) хулиганству, детерминирующим его причинам и условиям, а также вреду, причиняемому соответствующим общественным отношениям.

Уголовная политика государства в области противодействия хулиганству на основе изучения данного противоправного и социально-опасного поведения в предшествующие относительно самостоятельные исторически определенные периоды времени в совокупности с изучением соответствующей сущности конкретной социально-экономической формации, призвана [25, с. 7]:

1) сформулировать исходные направления противодействия хулиганству и именно борьбы с таким видом преступности;

2) определить ее стратегию и тактику (на концептуальном, законодательном и правоприменительном уровнях такой борьбы);

3) дать обоснованный и приемлемый, с точки зрения построения правового государства, ответ об: а) возможности и объеме криминализации, декриминализации и пенолизации уголовно-правовых норм о хулиганстве, сходных, одноосновных с ним преступлений, их взаимосвязи с нормами других правовых отраслей, предусматривающих публичную ответственность за хулиганские действия, б) порядке реализации такой ответственности; в) обозначить границы законотворческой, исполнительной, правоохранительной и правоприменительной деятельности органов и организаций государства в противодействии хулиганству.

После фактической декриминализации хулиганства как некорректного поведения в обществе наблюдается резкое падение регистрации хулиганств в 1999 году – 128 701, 2004 – 125 100, 2006 – 135 183, 2008 – 133 187, 2010 – 114 052, 2011 – 24 798, 2012 – 30 041.

Причина видится не в сокращении хулиганских действий, а в ином расставлении акцентов при определении первоочередных объектов защиты. Обращает на себя внимание тот факт, что в период с 1999 года по 2012 год наблюдается снижение регистрации преступлений, предусмотренных ст. 119 УК РФ на 22,7 %.

Таким образом, применитель согласился с государственной концепцией приоритетной уголовно-правовой охраны личности в однородных с хулиганскими действиях, поскольку угроза убийством в редких случаях может рассматриваться как реальная, если во время ее выражения не применялось оружие либо предмет, применяемый в качестве оружия.

Изменение концептуального подхода к защите личности от противоправных посягательств, требует, с нашей точки зрения, продолжения реформирования самого законодательства в области противодействия хулиганству, нуждается в комплексном подходе и разработке стратегии уголовной политики.

С одной стороны, эта стратегия должна учитывать интересы безопасности каждого члена общества, социальную обусловленность уголовно-правовой защиты от хулиганства, с другой – детерминанты этого явления, личность правонарушителя, механизм преступного поведения.

Исходя из причин и условий хулиганства, как видится, можно выявить несколько направлений деятельности в области борьбы с хулиганством:

– создание стабильной правовой основы для улучшения благосостояния населения, профилактики хулиганства, защиты семьи и детства;

– повышение уровня образования населения;

– разработка эффективного государственного механизма поэтапной профилактики хулиганства.

Роль уголовной политики в последнем направлении деятельности государства прослеживается достаточно ясно, и выражаться она может через правовые нормы, исходящие из стратегии противодействия хулиганству.

Основные стратегические направления противодействия хулиганству видятся в [29, с. 33-34]:

- разработке системы оценки деятельности правоохранительных органов через показатели состояния защищенности граждан от хулиганских проявлений (например, подведение итогов работы по результатам опроса граждан);

- разработке слаженной системы взаимодействия органов исполнительной, законодательной власти и суда;

- разработке Концепции противодействия хулиганству в виде правового акта;

- внесении изменений в уголовное, трудовое, жилищное и т.д. законодательство с целью профилактики хулиганства;

- создании системы профилактики хулиганства, основанной на методе убеждения и реконструкции принудительных профилактических мер (например, норму, предусматривающую уголовную ответственность за несоблюдение ограничений, установленных судом).

Концепция, на наш взгляд, должна содержать в себе следующие положения:

– регламентация компетенции органов государственной власти по предупреждению хулиганства и правовая основа их деятельности;

– источники финансирования;

– критерии оценки деятельности правоохранительных органов в этой области;

– создание единого центра анализа и прогнозирования преступлений из хулиганских побуждений;

– разработка и внедрение методик проведения предупредительных мероприятий.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (04.11.2018)
Просмотров: 454 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск