Структура органа местного самоуправления, состоит из следующих элементов:
- представительный орган местного самоуправления;
- глава муниципального образования;
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления);
- контрольный орган муниципального образования.
Представительный орган местного самоуправления может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов [20, с. 87-88].
Численность депутатов муниципального образования не может быть менее:
- 7 человек – при численности населения менее одной тысячи человек;
- 10 человек – при численности населения от одной до десяти тысяч человек;
- 15 человек – при численности населения от 10 до 30 тысяч человек;
- 20 человек – при численности населения от 30 до 100 тысяч человек;
- 25 человек – при численности населения от 100 до 500 тысяч человек;
- 35 человек – при численности населения свыше 500 тысяч человек.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования и в соответствии со ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными правомочиями по решению вопросов местного значения [2].
В российских регионах применяются разные наименования должности главы муниципальных образований — «глава города (района, посёлка, села)», «мэр города (района)», «глава местного самоуправления», «руководитель муниципального образования» и тому подобное.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Должность главы является обязательной для всех без исключения муниципальных образований. Глава муниципального образования — это родовое понятие для обозначения высшего должностного лица муниципального образования или обобщенное наименование трех разных типов должностей в зависимости от модели местного самоуправления.
Глава муниципального образования — «глава местной администрации». В этом случае глава муниципального образования избирается населением муниципального образования на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании. Глава муниципального образования издает в пределах своих полномочий правовые акты [24, с. 53-54].
Глава муниципального образования — «председатель представительного органа муниципального образования». Глава муниципального образования избирается населением муниципального образования на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом муниципального образования из своего состава и по должности является председателем представительного органа муниципального образования. Правом издавать правовые акты в данном случае глава муниципального образования не обладает, поскольку представительный орган является коллегиальным, а значит, издание актов — прерогатива органа в целом, а не его председателя.
Глава муниципального образования — «председатель представительного органа муниципального образования — глава местной администрации». Данный вариант возможен только в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек, в которых глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации [8, с. 165-166].
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Местная администрация обладает следующими признаками [23, с. 38-39]:
- С 1991 г. (со времени появления Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР») администрации обособились от Советов, превратились в организационно и функционально автономные органы местного самоуправления. Таковыми они остаются и в настоящее время;
- Администрации являются органами общей компетенции, осуществляющими организационно-распорядительные и исполнительные полномочия по предметам ведения муниципальных образований. Именно это обстоятельство обеспечивает местным администрациям функциональную самостоятельность и организационно-структурное своеобразие;
- Местные администрации приобрели статус обязательных органов в системе муниципальной власти;
- Местные администрации, которые в соответствии с уставами муниципальных образований обладают правами юридических лиц, регистрируются в форме муниципальных учреждений;
- Администрация имеет разветвленную и неоднородную структуру, которая включает в себя руководителей исполнительного органа, аппарат, подразделения администрации.
Основными направлениями работы аппарата являются организационное, юридическое, информационное, материально-техническое обеспечение администрации. Аппарат выполняет также контрольные функции. Структурные звенья аппарата не пользуются правом издания юридических актов. Руководители соответствующих подразделений не распоряжаются кредитами.
Функциональные звенья администрации (комитеты по экономике, управлению муниципальным имуществом, финансово-бюджетные управления) выполняют функции, охватывающие все или многие отрасли местного хозяйства [27, с. 291-293].
Статус специализированных отделов и управлений характеризуется несколькими признаками. Во-первых, они являются органами специальной компетенции. Их компетенция определяется либо местной администрацией как органом общей компетенции, решающим вопросы местного значения, либо вышестоящими органами управления. Во-вторых, они функционируют на основе положений о них, утверждаемых главой администрации. В-третьих, окончательное решение о создании того или иного подразделения до настоящего времени принадлежало в основном руководителям администраций, которые утверждали его структуру и штаты.
Структура утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.
В структуру местной администрации могут входить отраслевые, функциональные и территориальные органы местной администрации. Для организационного, правового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности местной администрации и образуется аппарат местной администрации.
Аппарат местной администрации представляет собой совокупность подразделений, основное назначение которых заключается в оказании содействия работе руководящих органов администрации. Глава местной администрации осуществляет общее руководство администрацией, непосредственно направляет работу своих заместителей и аппарата.
Руководство администрацией осуществляется на принципе единоначалия. В этих целях в структуре многих администраций образованы постоянные органы – коллегии администраций, которые действуют под руководством главы местной администрации.
В состав коллегии по должности входят заместители главы, начальники отдельных структурных подразделений: финансового и экономического управлений (отделов), юридического отдела.
Заместители главы местной администрации осуществляют руководство отдельными отраслями местного хозяйства, деятельностью подчиненных им в соответствии с распределением обязанностей структурных подразделений администрации [8, с. 146-147].
Глава местной администрации определяет число своих заместителей, а в зависимости от их профессиональной подготовки – направления их работы.
Из бюджетных управлений за ним могут быть закреплены отдел главного архитектора, отдел строительства, связи и жилищно-коммунального хозяйства, отдел по труду, технике безопасности и противопожарной охране.
Заместитель главы администрации – руководитель аппарата координирует организационную деятельность органов местного самоуправления; контролирует исполнение решений. Он осуществляет организационное взаимодействие с отделами ЗАГСа, нотариальными учреждениями, а также обладает и другими полномочиями.
Аппарат администрации не имеет в своем подчинении каких-либо внешних по отношению к администрации органов, организаций, объектов, и руководители структурных подразделений аппарата не пользуются правом распоряжения кредитами. Подразделения аппарата находятся на финансировании местного бюджета.
В составе аппарата имеются секретариат, машбюро и иные подразделения, осуществляющие материальное и техническое обслуживание местной администрации.
В качестве примера охарактеризуем цели деятельности и функции некоторых подразделений местной администрации.
Юридическая служба (управление, отдел).
Правовое управление (юридический отдел) является структурным подразделением аппарата местной администрации. Руководит деятельностью юридической службы начальник (заведующий), назначаемый и освобождаемый от должности главой местной администрации. Организационный отдел участвует в подготовке вопросов, связанных с развитием территориального общественного самоуправления.
Деятельность создаваемых органов в системе местной исполнительной власти осуществляется в соответствии с положениями об органах, утверждаемыми либо главой администрации, либо по представлению последнего представительным органом местного самоуправления.
Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
|