Суббота, 20.04.2024, 10:10
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Значение, задачи и информационное обеспечение экономики производства и реализации продукции овощеводства

Анализ производства и реализации продукции овощеводства должен показать правильность принимаемых управленческих решений. Объектами анализа являются:

1) объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту, качество товарной продукции;

2)   структура товарной продукции;

3)   ритмичность производства и реализации продукции.

Производство продукции оценивается при помощи натуральных и
условно-натуральных показателей, в единицах трудоемкости и по
стоимости. Объем производства характеризуется валовой и чистой
продукцией, объем выпуска – готовой и товарной продукцией,
объем реализации – отгруженной и реализованной товарной
продукцией [12].

Валовая продукция – это стоимость всей произведённой продукции и выполненных работ, включая незавершённое производство, выражается в сопоставимых ценах [9].

Товарная продукция – это стоимость произведённой продукции без учёта незавершённого производства и внутрихозяйственного оборота, выражается в оптовых ценах, действующих в отчётном году [16].

Производство всех видов продукции сельского хозяйства (включая животноводство и переработку) непосредственно зависит от состояния растениеводства - развивать животноводство или создавать предприятия по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции можно только в расчете на отечественный аграрный сектор. В противном случае никто не может гарантировать устойчивое функционирование таких предприятий.

Объем производства сельскохозяйственной продукции является одним из основных показателей, характеризующих деятельность сельскохозяйственных предприятий. От его величины зависят объем реализации продукции, уровень ее себестоимости, сумма прибыли, уровень рентабельности, финансовое положение предприятия, его платежеспособность и другие экономические показатели. Поэтому анализ необходимо начинать с изучения объема производства продукции, и в частности продукции растениеводства.

В процессе анализа решаются следующие задачи [29]:

1) осуществляется систематический контроль за выполнением плана производства продукции в каждом хозяйстве;

2) определяется влияние факторов на объем производства продукции;

3) выявляются внутрихозяйственные резервы увеличения производства продукции;

4) оценивается деятельность хозяйства по использованию возможностей увеличения производства продукции с учетом объективных и субъективных факторов;

5) разрабатываются мероприятия по освоению выявленных резервов увеличения производства продукции.

 Экономический анализ выполняет очень важные функции в системе производства и реализации, он имеет исключительно важное значение в процессе выявления резервов увеличения производства и реализации продукции. От того, насколько глубоко и всесторонне сделан анализ производства и реализации продукции, зависят оценка деятельности хозяйства по использованию имеющихся возможностей увеличения производства продукции и реализации, а также полнота и реальность выявленных резервов и как результат этого - дальнейшее увеличение производства и реализации продукции, снижение ее себестоимости, рост прибыли, рентабельности и т.д.

Основным источником информации для анализа производства и реализации продукции растениеводства является форма №9 АПК, в которой приводятся данные о размерах посевных площадей по культурам, их урожайности, объеме производства продукции в натуральном выражении и ее себестоимости. Соответствующие плановые показатели отражаются в производственном плане хозяйства “Производство и себестоимость продукции растениеводства”, а также в планах производственных подразделений.

Оперативный анализ в растениеводстве имеет не меньшее, а может даже и большее значение, чем итоговый, так как он позволяет своевременно выявлять недостатки, просчеты, ошибки. Он должен проводится в течение года и осуществлять действенный контроль за сроками выполнения и объемами работ, использованием трудовых и материальных ресурсов.

Для этой цели в каждом подразделении должны вестись следующие документы: анализ-график выполнения работ по выращиванию культуры, анализ выполнения плана работ по каждой культуре [31].

Первый документ необходим для оперативного контроля за сроками выполнения технологических операций. Он ведется по каждой культуре и позволяет оперативно осуществлять контроль за сроками выполнения работ и ритмичностью производства.

Второй документ позволяет установить контроль за объемом и качеством работ, как и предыдущий, он ведется отдельно по каждой культуре, которая выращивается в бригаде (арендном коллективе, кооперативе). Здесь фактический объем работ сравнивается с плановым, предусмотренным технологической картой, но пересчитанный на фактическую посевную площадь культуры. На основании этих показателей определяется процент изменения объема работ. Большую аналитическую нагрузку несут графы, где накапливается информация о причинах отклонения от графика работ и изменения их объема. Кроме того, этот документ содержит информацию о качестве выполненных работ коэффициенте качества, который определяется агрономом хозяйства вместе с руководителем подразделения.

Также для оперативного анализа производства продукции растениеводства используют первичные документы: “Ведомость учета зерна и другой продукции”, “Дневник поступления сельскохозяйственной продукции”, “Акт приемки грубых и сочных кормов”, “Акт на оприходование пастбищных кормов” и т. д.

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы [17]:

1) анализ формирования и выполнения производственной программы;

1.1) анализ объема продукции;

1.2) анализ ассортимента продукции;

1.3) анализ структуры продукции;

2) анализ качества продукции;

3) анализ ритмичности производства;

4) анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о финансовых результатах»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.

Производство и реализация являются важнейшими функциями предприятия. Два этих аспекта рыночной активности можно рассматривать как две стороны одной медали под названием «производственная деятельность». Следует понимать, однако, что показатели, описывающие эти два аспекта, существенно различаются. При этом под результатом производства следует понимать продукцию, произведенную и выпущенную в обращение, т.е. подготовленную к реализации, а под результатом реализации - продукцию, которая уже нашла своего потребителя, т.е. отгружена или передана ему в соответствии с условиями договора, а может быть, даже и оплачена.

Производственная и сбытовая политика предприятия формируются, как правило, разными службами или подразделениями предприятия, под воздействием различных факторов, поэтому результаты анализа этих двух аспектов деятельности могут оказаться далеко не идентичными. При этом, если на небольших отрезках времени производство и реализацию можно рассматривать как независимые друг от друга функции, то в перспективе они оказываются довольно тесно связанными: если ничего не производится, то что же тогда реализовывать, и, наоборот, если нет возможностей для реализации, то как можно говорить о производстве? Четкого разграничения понятий «краткосрочный период» и «долгосрочная перспектива» в общем случае сделать нельзя. Для каждого конкретного предприятия эти понятия имеют индивидуальное наполнение в зависимости от отраслевой принадлежности и масштабов производства. Например, в отраслях с коротким производственным циклом (прежде всего в пищевой) полгода - это большой срок, тогда как в тяжелом машиностроении или сельском хозяйстве производственный цикл может длиться год и более.

Успешная, ритмичная работа хозяйствующего субъекта предполагает, что в целом по не очень коротким для данного предприятия периодам времени (например, по кварталам) объемы производства и реализации целого предприятия примерно совпадают. Однако внутри этих периодов это часто бывает не так. И тогда динамика производства и реализации продукции оказывается различной [11].

Прямо противоположной динамика производства и реализации может оказаться лишь случайно и в течение коротких промежутков времени. Ведь падение производства при росте реализации очень быстро приведет к падению и реализации тоже, поскольку реализовывать станет нечего. Падение же реализации, в свою очередь, неблагоприятно повлияет на производство из-за нехватки оборотных средств. Поэтому обычно далеко идущих последствий у такой инверсии не бывает. Производство почти никогда не отстает от реализации.

Чем ближе значение коэффициента реализации к единице и чем устойчивее эта тенденция, тем более синхронно и ритмично действуют сбытовая и производственная подсистемы предприятия. Обеспечение постоянного сбыта продукции является свидетельством успешной деятельности маркетинговых подразделений предприятия.

Если в соответствии с учетной политикой предприятия реализованной считается лишь оплаченная, а не отгруженная продукция, то равенство (или близость) коэффициента реализации единице будет свидетельствовать об эффективной работе не только сбытовых служб, но и финансовых подразделений, ответственных за работу с дебиторами.

Проблемы несоответствия темпов производства и реализации могут возникнуть и при анализе объемов производства и реализации в разрезе структурных подразделений предприятия. Например, перед постановкой цеха на плановый ремонт объемы производства могут сильно возрасти, если было решено сделать некоторое количество готовой продукции «про запас». Анализ покажет, что за скачком производства, продолжавшимся несколько недель, последовало несколько недель «простоя», после чего - новый всплеск производства.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (04.11.2018)
Просмотров: 422 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск