Пятница, 24.09.2021, 14:23
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

История распространения и течения либеральной и социалистической мысли в России

В 60 - 70 гг. происходит реформирование общества. Реформы происходят в военной сфере, в судебной, в органах местного самоуправления, в области просвещения. Воплощение реформ происходило очень сложно. Еще в ходе разработки этих реформ появлялось не раз стремление внести в них «исправления» в консервативном духе. На практике это вышло так, что реформы разрабатывали молодые либеральные чиновники, а воплощали в жизнь старые чиновники-консерваторы. Начатые все эти преобразования (реформы) на некоторое время стерли четкую грань между требованиями различных политических сил. Общественная реформа была такова, что и либералы и консерваторы, и часть революционеров выступали за отмену крепостного права, смягчения политического режима и возлагали большие надежды на нового императора.

Либералы в 30-40 гг. разделились на западников и славянофилов. Идеология западников заключалась в том, что мировая цивилизация едина и вычленение из нее какой-либо страны ведет не к благу, а к загниванию, а славянофилы, напротив, отстаивали идею самобытности каждого, в том числе и русского народа.

В середине 50-х гг. видные либералы-западники К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин установили связь с А.И. Герценом. В «Голосах из России» они опубликовали «Письмо к издателю», ставшее первым печатным программным документом русского либерализма.

Основными положениями этой программы были [1, с. 75-76]:

- свобода совести;

- свобода от крепостного состояния;

- свобода выражения общественного мнения;

- свобода книгопечатания;

- свобода преподавания;

- публичность всех правительственных действий;

- публичность и гласность суда.

Таким образом, в этом документе отсутствовало одно из основных либеральных требований о введении в России конституционного правления.

В сентябре 1858г. В.Н. Чичерин отправился в Лондон для переговоров с А.И. Герценом об изменении содержания изданий Вольной русской типографии. Попытка склонить главного теоретика «общинного» социализма к уступкам либеральным взглядам закончилась провалом. Она привела к разрыву Чичерины с Герценом, который стал одним из этапов размежевания либералов и революционеров.

Начинался подрыв единства либералов, который происходил из-за тверского адреса в 1862г, из-за наведения «порядка» в Петербургском университете в 1861г.

В 1866г. «мятежные» профессора основали журнал «Вестник Европы», ставший наиболее влиятельным либеральным органом западнического направления. В программном заявлении редакции говорилось, что главной свой задачей она считает «постепенное изменение и улучшение общественного порядка путем совершенствования и развития личности, путем обогащения ума народа и воспитания его мысли».

Разлад в либеральном движении внесло так же восстание в Польше в 1863 - 1864 гг. Часть либералов поддержала действия правительства по подавлению этого восстания, заняв крайние националистические позиции.

Новый подъем либерального движения пришелся на конец 70 - начало 80-х гг. В это время молодое поколение земских деятелей преодолело преклонение своих предшественников перед государством, вставшим на путь реформ. Земства активно подавали либеральные адреса с требованиями расширения своих прав, создания центральных представительных учреждений, введения гражданских свобод и т.п.

Не найдя понимания у властей, некоторые радикально настроенные представители земств обратили внимание на «революционные возможности масс» и взяли на вооружение нелегальные методы борьбы. В декабре 1878г. По предложению И.И. Петрункевича была предпринята попытка заключить своеобразное соглашение с революционными организациями. Основой такого соглашения могло стать согласие революционеров «временно приостановить всякие террористические акты» в обмен на обязательства земцев «поднять в широких общественных кругах и прежде всего в земских собраниях открытый протест против правительственной внутренней политики и предъявить требования коренных реформ в смысле конституции». Однако соглашение ввиду разногласий сторон не состоялось.

Более успешной была попытка объединить сами либеральные силы с целью организации общественного давления на правительство. В апреле 1879г. Тайный съезд земских деятелей в Москве принял решение организовать выступление земских собраний с требованием политических реформ. В этом же году земцы попытались наладить нелегальные издание литературы.

Надежды на возвращение доверия между земскими либералами и правительством появились после прихода к власти М.Т. Лорис-Меликова.

Либерализм не стал ведущей политической силой в стране. Его опора в обществе была очень слабой - интеллигенция да незначительная часть дворянства [11, с. 116-117].

Развитие либерализма в России мешали безграмотность и общинные формы жизни основной массы населения. Крупным просчетом либералов было то, что в момент отмены крепостного права они не добивались разрушения общины и создания широкого слоя мелких земельных собственников, которые могли составить опору их движения. Кроме того, либералам не удалось преодолеть разобщенности своих рядов, выработать общую программу и добиться единства власти.

В 80 - 90-х гг. после убийства Александра II атмосфера в обществе изменилась. Требование конституции, прозвучавшее в письме к Александру III «Народной воли» (образовавшаяся организация после раскола «Земли и воли» на две части), поставило либералов в двусмысленное положение.

Всколыхнулись монархические настроения в народе, тяга к порядку и «сильной руке». Даже либерал Б.Н. Чичерин в письме к царю писал: «Злоба дня состоит в борьбе с социализмом... Русское правительство имеет дело с сравнительно небольшой шайкой, которая набирается из разных слоев общества,» но главным образом из умственного пролетариата, размножаемого нашими учебными заведениями... Одолеть их русское правительство и русское общество могут, только показавши такую же непреклонную энергию и такое же постоянство, какие высказывает это отребье человеческого рода».

Либеральное движение приняло новые формы. Миновала пора подачи адресов, усилилось внимание к проблемам отдельной личности. Это считалось не менее важным, нежели требование конституции. Либеральные идеи проникали в общество вместе с «великой грустью за человека» со страниц произведений Г.И. Успенского, А.П. Чехова, В.М. Гаршина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.Г. Короленко.

Свой вклад внесли и художники. Они нередко отказывались от отражения в своих произведениях острых общественных проблем, больше внимания уделяли внутреннему миру человека, вечным вопросам бытия, места человека в мире.

Либеральные идеи подобной направленности исповедовали и распространяли присущими своей профессии средствами ученые: историки В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, юристы М.М. Ковалевский и Б.Н. Чичерин.

Либеральные земские деятели теперь уже не требовали немедленного введения конституции. Среди них получили распространение теория «незаметного служения», практика «малых дел». Земские учителя, врачи, библиотекари, агрономы, лесоустроители, мелиораторы спокойно, без громких слов отдавали свои способности, знания, жизнь кропотливой, повседневной работе на общее благо, помогая народу освободиться от безграмотности, нищеты, невежества.

Демонстративный уход из политики позволил либералам дистанцироваться от власти и в то же время не выступать против нее. Но, с другой стороны, они освободили политическую арену, на которой, в конечном счете, все и решалось, для революционеров и консерваторов. Средняя, умеренная политическая линия оказалась в России самой слабой.

Помимо либералов были и консерваторы. Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии наук графа С.С. Уварова, ставшего впоследствии министром народного просвещения. Он считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т.д. Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России.

Консерваторы, противники существенных перемен в жизни общества, оказались в сложном положении: защищать старое в конце 50-х - начале 60-х гг. не решался никто. Поэтому главными устремлениями консерваторов стали попытки оградить императорскую власть от влияния либеральных чиновников и, по возможности, не допустить, чтобы реформы ущемляли интересы дворянства. Активность консерваторов имела определенный успех. Из правительства постепенно были удалены основные разработчики крестьянской реформы. Александр II надеялся, что подобный шаг приведет к примирению сословий и смягчит негодование дворян [3, с. 184-185].

В дальнейшем положение консерваторов еще более укрепилось. Крупнейшим деятелем консервативного направления стал противником отмены крепостного права и проведения других реформ граф П.А. Шувалов. В 1866г. он был назначен шефом жандармов и главным начальником III Отделения. Пользуясь неустойчивым состоянием Александра II, вызванным покушениями на его жизнь, Шувалов установил полный контроль над императором, сосредоточив в своих руках огромную власть, за что получил прозвище «Петр IV». С подачи Шувалова вплоть до 1874г. происходило смещение и назначение министров и других высших чиновников.

Идеологом и вдохновителем консервативного курса стал человек весьма далекий от царского двора, - публицист и издатель, в прошлом видный либерал, М.Н. Катков.

На рубеже 50-60-х гг. произошел окончательный разрыв Каткова с Герценом и другими приверженцами революционных идей.

В 1862г. Катков, единственный из российских журналистов, получил право упоминать имя А.И. Герцена в печати и спорить с его изданиями. Он подверг резкой критике «лондонских агитаторов» и их последователей, которые «возымели благую мысль избрать театром для своих экспериментов Россию». Он обвинил Герцена в том, что тот, проживая «комфортабельно и спокойно» в Лондоне, толкает русских «юношей-фанатиков» на каторгу. Яркие и яростные разоблачения Каткова заметно подорвали влияние Герцена в России. После событий, связанных с восстанием в Польше (1863-1864 гг.), Катков окончательно разорвал и с либералами.

К мнению Каткова прислушивались император и министры. Под огонь его критики попадали не только нигилисты, но и бывшие единомышленники-либералы. Газета «Московские ведомости» имела такое влияние, что Каткову стало по силам смешать и назначать новых министров, влиять на внутреннюю и внешнюю политику правительства.

М.Н. Катков отрицательно относился к проводимым в стране реформам, так как они, по его мнению, вели к дальнейшему отрыву интеллигенции от устоев народной жизни, в основе которых лежит идея единения народа с царем. Результатом этого рост революционного движения. Ответственность за подобное положение Катков возлагал на либералов, навязавших власти реформы, развратившие» общество и особенно интеллигенцию, превратившуюся в «стадо... мыслителей без смысла, ученых без науки, политиков без национальности, жрецов и поклонников всякого обмана».

Консерватизм как политическая сила призван придавать устойчивость обществу. Он вовсе не предполагает возврата назад. Но русские консерваторы во многом отражали интересы дворянства, которое пыталось вернуть утраченные привилегии. Потому они стремились не закрепить произошедшие и необходимые для страны изменения, а пересмотреть многие из них. Консерваторы, так же как и либералы, не имели широкой поддержки в обществе.

При Александре III консерватизм стал ведущим направлением правительственной политики, а его главный идеолог К.П. Победоносцев занял место ближайшего советника императора.

Рупором всех консервативных сил по-прежнему были издания а Н. Каткова. Он считал своей основной задачей «стоять на стране прав верховной власти и государства во всем, что касается его безопасности, единства и целостности», а также предостерегать правительство от каких бы то ни было уступок общественному мнению. Впрочем, общественное мнение после введения жесткой цензуры формировал сам М.Н. Катков. Не занимая каких-либо государственных постов, он оказывал серьезное влияние на Александра III, идейно подготавливая те или иные правительственные меры.

После убийства Александра II была предпринята попытка организационного оформления консервативного движения с целью оказания помощи властям в борьбе с революционными выступлениями. Летом 1881г. в Петербурге была основана тайная организация, получившая название «Священная дружина». Ее деятельностью руководил Центральный комитет во главе с П.П. Шуваловым. В руководство входили великие князья, министры и генералы. Организация имела разветвленную сеть и скрывала свое существование не только от посторонних лиц, но и от полиции. Участники «Священной дружины» громили подпольные типографии, пытались выявлять революционные организации и их членов, в Женеве издавали газеты «Вольное слово» и «Правда». В Москве по инициативе Победоносцева и Каткова была организована Добровольная народная охрана.

Однако Александр III не одобрил подобных начинаний. Он считал, что существование общественных организаций, стоящих на страже самодержавия, есть свидетельство слабости власти. В 1882г. «Священная дружина» была распущена, а Добровольная народная охрана призывалась лишь на особо торжественные массовые мероприятия.

Так же существовали народники. Идеи «общинного» социализма А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского стали теоретической основой своеобразного политического течения русской радикальной интеллигенции - народничества. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.

В эти годы среди приверженцев идей социализма получило распространение учение К. Маркса - марксизм. Согласно теории Маркса, в силу экономических причин неизбежен переход от капиталистического общества к коммунистическому, где все средства производства (земля, промышленные и сельскохозяйственные предприятия) будут принадлежать всему обществу и исчезнет эксплуатация человека человеком. Однако этот переход не может произойти без социалистической революции, главной силой которой будет рабочий класс (пролетариат) [7, с. 211].

Бакунин был хорошо знаком с Марксом, но резко критиковал его учение. Он считал необоснованным утверждение о ключевой роли пролетариата в обществе. Весьма отрицательно относился и к идее Маркса о диктатуре пролетариата, которая должна быть установлена после революции для построения коммунистического общества. По мысли Бакунина, государство диктатуры пролетариата будет навязывать крестьянам коммунизм, и это вызовет бунт. Чтобы подавить его, потребуется многочисленная и хорошо вооруженная армия, в ней обязательно окажутся честолюбивые генералы. Отсюда только шаг до появления диктатора. Подавив крестьянский бунт, коммунистическое государство поручит своим чиновникам «заведовать обработкой земли и выплачивать заработок крестьянам что приведет к ужаснейшей безурядице, к плачевному расхищению и гнуснейшему деспотизму».

Сам Бакунин уповал на стихийный народный бунт против самодержавия, даже если он будет, как писал Пушкин, «бессмысленный и беспощадный». Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция - «умственный пролетариат». Обращаясь к молодежи, Бакунин писал: «Бросайте же скорее этот мир, обреченный на гибель. Бросайте эти университеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобы стать «повивальной бабкой» самоосвобождения народного, спасителем народных сил и усилий».

Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство. Если почти все социалистические мыслители считали главной причиной всех народных бед частную собственность, то для Бакунина высшим злом являлось государство. При этом он критиковал любое государство, даже так называемое «народное»'

Отвергая управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, идущее «сверху вниз», он предлагал взамен государства свободную организацию «снизу вверх» - рабочих ассоциаций (союзов), групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество, по мысли Бакунина, - это общество, в котором осуществился бы принцип самоуправления народа.

Начинать создание такого общества необходимо на следующий же день после победы революции, которая сметет старую в и государство. Инициативу возьмут на себя революционеры, объединенные в небольшие группы на всей территории России. В бушующем море революционной стихии они должны ненавязчиво, не преследуя никаких личных интересов, убеждать и вести народные массы к созданию народного самоуправления, при котором «волости собственным народным движением соединились в уезды, уезды в области, области образовали бы между собою федерацию».

В отличие от других народников Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но предварительно эта организация должна была «расшатать» существующую власть путем террора. Выступая против анархизма. Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционны.

Главной целью народников являлась организация крестьянской революции в России. Представления о способах достижения этой цели у членов народнических организаций на протяжении 60 - 80-х гг. не раз изменялись по мере приобретения ими опыта революционной деятельности.

В середине 60-х гг. под непосредственным влиянием романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» сложилась организация Н.А. Ишутина - И.А. Худякова (1863-1866 гг.). Ее члены ставили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. В 1865г. внутри этой организации стала действовать группа «Ад», которая вела подготовку цареубийства, считая, что оно послужит первотолчком революции. В апреле 1866г. член «Ада» Д.В. Каракозов совершил покушение на Александра II. Революционер был казнен, а ишутинская организация разгромлена.

Покушение Каракозова привело к усилению влияния консерваторов в правительстве. Были закрыты близкие народникам журналы «Современник» и «Русское слово», запрещены студенческие кружки, усилена цензура.

Однако, несмотря на то что выстрел Каракозова привел к подобным результатам, для революционеров он стал вдохновляющим примером. На смену «ишутинцам» пришли «нечаевцы». В 1869г. бывший вольнослушатель Петербургского университета С.Г. Нечаев основал в Москве общество «Народная расправа». Он составил «Катехизис революционера» - свод правил, которыми должны были руководствоваться его сторонники. Революционер для Нечаева - это «обреченный человек. Он не имеет личных интересов, дел, чувств, привязанностей, собственности, даже имени. Все в нем захвачено одним исключительным интересом, одной мыслью, одной страстью: революцией».

Одновременно с «чайковцами» существовал ряд других народнических групп, не связанных между собой. В 1873г. бывший студент-вольнослушатель Петербургского технологического института А.В. Долгушин организовал немногочисленный кружок сторонников Бакунина. В одной из подмосковных деревень «долгушинцы» сконструировали примитивную печатную машину, на которой печатали прокламации и воззвания. Правда, однажды крестьяне решили, что они печатают фальшивые деньги, и Долгушину пришлось переубеждать их при помощи пистолета [8, с. 162].

Не соблюдая никаких мер предосторожности, народники распространяли свою продукцию среди крестьян, вели с ними беседы, дарили книги, читали вслух. Вскоре молодые революционеры были арестованы.

В середине 70-х гг. народники пришли к выводу о том, что если не. произойдет немедленной революции, то капитализм, набирающий силы, изменит, приспособит к своему развитию крестьянскую общину. Поэтому необходимо было, по их мнению идти в народ для того, чтобы вносить в его сознание «идеалы лучшего, справедливого общественного строя».

Состав пропагандистов был очень пестрым: «в народ» устремились не только революционные романтики из числа членов тайных организаций, но и люди, не связанные с ними, но разделяющие народнические идеи. Среди них были даже представители высших слоев общества. Власти ответили на «хождение в народ» всероссийской облавой и показательными судами над революционерами.

Деятельность народников, их самоотверженность вызывали к ним глубокие симпатии со стороны образованной части общества. Поведение революционеров выглядело особенно впечатляющим в сравнении с погоней за наживой, которая расцвела тогда на почве железнодорожного строительства, учреждения банков и торгово-промышленных предприятий. Однако крестьяне, жившие собственной жизнью, сообразно укоренившимся представлениям, не откликнулись на призывы народников.

В августе 1879г. «Земля и воля» разделилась на две самостоятельные организации - «Черный передел», куда вошли сторонники продолжения пропагандистской работы, возглавляемые Г.В. Плехановым, и «Народную волю», объединившую сторонников индивидуального террора. Организаторами и руководителями «Народной воли» были А.Д. Михаилов, А.И. Желябов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, М.Ф. Фроленко, которые составили ее Исполнительный комитет.

Разгром народнических организаций вынудил уцелевших революционеров укрыться за границей. Им предстояло осмыслить причины кризиса народничества.

Некоторые народники пришли к выводу, что их идеология была ошибочной. Они упорно искали новые теории, на основе которых можно было бы продолжить революционную борьбу.

В Европе в тот период росла популярность марксизма. Основные положения революционного учения К. Маркса были и ранее знакомы народникам. Теперь под влиянием этого учения ряд народников пересмотрели свои взгляды на революционные возможности крестьян и социалистическую сущность общины. Первым российским революционером, вставшим на путь марксизма, был Г.В. Плеханов.

За границей Плеханов объединил единомышленников - видных революционеров - В.И. Засулич, П.Б. Аксельрода, Л.Г. Дейча, В.Н. Игнатова в группу «Освобождение труда». Плеханов и его соратники отвергли народническую идею о самобытности экономического строя России и признали факт ее вступления на путь капитализма. Исходя из общности исторической судьбы России и стран Западной Европы, цель своей деятельности группа «Освобождение труда» видела в подготовке пролетарской социалистической революции.

В программном заявлении, опубликованном группой «Освобождение труда» в 1883г., провозглашались следующие задачи: полный разрыв с народничеством; борьба с самодержавием; организация пролетариата и пропаганда социализма в рабочей среде. Тогда же было объявлено об издании группой «Библиотеки современного социализма». Эта небольшая организация за 20 лет выпустила более 250 марксистских работ, которые расходились по всей России. Вскоре в стране возникла целая сеть рабочих кружков по изучению марксизма.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (30.10.2018)
Просмотров: 250 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск