Процесс стратегического менеджмента — это последовательность принятия решений, их осуществления, контроля, коррекции. Этот процесс носит циклический характер, причем, чем более изменчива и неопределенна среда, тем короче длина цикла принятия решений.
Содержанием стратегического менеджмента являются:
определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
анализ внешней среды фирмы;
анализ ее внутренней обстановки;
выбор и разработка стратегии фирмы;
анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры;
выбор степени интеграции и систем управления;
управление комплексом "стратегия - структура - контроль";
определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;
обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
совершенствование стратегии, структуры, управления.
Цели и задачи стратегического менеджмента
Цель стратегического менеджмента сводится к формулированию стратегии, реализация которой позволит организации иметь максимальное развитие через определенный промежуток времени.
Основные задачи стратегического менеджмента:
распределение ресурсов наиболее эффективным образом для развития организации;
осуществление функций планирования и контроля за реализацией поставленной стратегической цели;
определение наиболее перспективных направлений развития организации.
Основными этапами стратегического управления являются:
1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы.
2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности.
3. Определение стратегии достижения целей деятельности.
4. Разработка и реализация стратегии.
5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.
Известно довольно много предложений относительно того, как должна выглядеть модель стратегического управления. Наибольшее распространение получи-ли модели Фреда Р. Дэвида (рис.1), Джона Л. Томпсона (рис. 2).
Несмотря на определенные отличия в их и подобных им подходах к моделированию стратегического управления, общего в них гораздо больше. Прежде всего, сразу можно отметить, что в любой модели выделяется три стадии процесса стратегического управления:
- стадия стратегическою планирования (разработки стратегии, стратегического анализа и выбора);
- стадия стратегической организации или настройки организационной системы в соответствии с выбранной стратегией (внедрение стратегии, реализация стратегии);
- стадия стратегического контроля и регулирования (оценка стратегии, мониторинг и оценка исполнения).
На стадии стратегического планирования определяются стратегии корпорации путем установления ее миссии, анализа стратегических позиций, исследования внутренних и внешних факторов и действий, которые могут привести к достижению, удержанию, развитию и капитализации конкурентных преимуществ.
Рисунок 1 - Модель стратегического управления Дэвида
Рисунок 2 - Модель стратегического управления Томпсона
На стадии стратегической организации выполняется приведение всех ресурсов и внутрифирменных связей, всех целей, задач и областей ответственности работников в полное соответствие с выбранной стратегией. Здесь же проводятся необходимые организационные изменения в компании и вырабатываются политики каждого из ее структурных подразделений.
|