Можно выделить следующие методы изучения лидерства в организации:
1. Наблюдение – это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
Этот метод можно рассматривать как самостоятельный, но чаще всего он используется в сочетании с каким-либо другим. Например, наблюдение может быть дополнением эксперимента.
На основе наблюдения, делаются выводы о тех или иных психических процессах, которые проистекают у тех или иных сотрудников. Менеджеры используют два вида наблюдения – сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.
2. Анализ документов. Под документами в организационном поведении понимаются специально созданные носители информации об организации и ее членах.
По форме, в которой зафиксирована информация, документы условно подразделяются на текстовые (компьютерные, печатные, машинописные), иконографические (кино-, видео- и фотодокументы и т. д.) и фонетические (магнитофонные записи, компакт-диски). Современные мультимедийные технологии позволяют объединить указанные типы документов в единую информационную систему.
3. Опрос. Одним из самых распространенных в организационно-психологических исследованиях является метод опроса. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые исследователем вопросы. Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого.
Опрос позволяет получить информацию о ценностных ориентациях, мнениях и оценках членов организации, мотивах их поведения, организационном климате и т.д.
4. Анкетный опрос. Достоинством анкетного опроса, благодаря которому он имеет широкое распространение, является возможность получения значительного объема эмпирической информации в короткие сроки. Анкета заполняется самими респондентами [48, с. 266]. Анкета (опросный лист) представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов или пунктов. Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловлены особенностями конструирования включенных в анкету вопросов. Это предъявляет определенные требования к их формулировке.
5. Интервьюирование (Беседа). Направление интервью задается изучаемой проблемой, а также целями исследования. В зависимости от степени жесткости схемы, по которой ведется интервью, различают два вида: стандартизированное и нестандартизированное. Каждый из этих видов отличается своими преимуществами и недостатками.
Нестандартизированное интервью предполагает возможность варьирования последовательностью, формулировками, числом задаваемых вопросов и отличается от стандартизированного большей гибкостью. В то же время последнее обеспечивает большую сравнимость информации и оперативность при обобщении результатов. Достоинством стандартизированного интервью является возможность привлекать к его проведению лиц без специальной исследовательской подготовки. При его проведении не следует спрашивать о том, о чем можно узнать из форм статистической отчетности и других документов [38, с. 161].
6. Социометрический опрос. Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос. Термин «социометрия» в переводе означает измерение социальных отношений. Социометрия позволяет выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами рабочей группы.
7. Эксперимент. Эксперимент (от лат – проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.
Использование вышеперечисленных методов отдельно или в сочетании позволит руководителю понять поведение своих подчиненных и даст возможность его прогнозировать и контролировать и тем самым повысить производительность деятельности, как отдельного работника, так и всей группы.
Список литературы по управлению лидерством
- Аблязова, Н. О. Управление социальным развитием организации: учеб. для студ. выс. учеб. заведений. -М.: ИНФРА-М, 2013. -147 с.
- Авраменко, Е. С., Лидерство: российский контекст//Известия Уральского государственного университета. Сер. 3, Общественные науки. 2012. №2.
- Александрова, Н. А., Брюхова, О. Ю. Управление социальным развитием организации/Практикум. -Екатеринбург, 2012.
- Афанасьева, Л.А. О необходимости разработки рекомендаций по формированию оптимального управленческого механизма, обеспечивающего реализацию стратегических задач организации//Основы экономики, управления и права. -2014. -№4 (16). -С. 112-117.
- Афанасьева, Л.А., Коптева, К.В. Обоснование необходимости разработки методологических подходов по формированию эффективной системы управления кадровым потенциалом предприятия//Auditorium. -2014. -Т. 3. -№ 3 (3). -С. 61-66.
- Адизес, И. Управление жизненным циклом корпорации. СПб.: Питер, 2011. 312 с.
- Андриянченко, Е.Г. Анализ методов изучения неформального лидерства в отечественной социальной психологии // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. №10. С. 260-264.
- Базаров, Т.Ю. Технология центра оценки персонала: процессы и результаты (практическое руководство). Москва: Кнорус, 2011. 304 с.
- Белов, В. В., Белова, Е. В. Проблема управленческого лидерства: психологический подход.//Управленческое консультирование. 2014. № 7 (67). С. 116-125.
- Белов, В. В., Белова Е. В. Концептуальные основы исследования управленческого лидерства в психологии//Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2014. № 3 (7). С. 109-118.
- Бендас, Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
- Беспалов, Д.В. Теоретический анализ подходов к пониманию деструктивного лидерства в малых группах // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). – Краснодар: КубГАУ, 2013. – №05(089).
- Галактионов, С. Е. Методы измерения силы организационной культуры предприятия//Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 1 (30). С. 65-69.
- Герчиков, В. И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании: Учебное пособие / В.И. Герчиков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 282 с.
- Гришакова, Н., Ужакина Ю. «Нужны ли компаниям лидеры?» [Электронный ресурс] // «Малакут —HR-исследованияи решения» URL:http://www.trainings.ru/library/reviews/?id=14607 (дата обращения 15.09.2016).
- Дейнека, А. В. Управление персоналом: Учебник / А.В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2011. - 292 с.
- Долгов, А.И. Теория организации: учебное пособие/А.И. Долгов. -М.: Флинта: МПСИ, 2011. -224 с
- Доника, Д. Д. Кросс-культурный подход в изучении лидерства//Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 2 (15). С. 238-246.
- Долгая, А. А. Организационная культура как фактор построения системы управления предприятием//Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 1 (30). С. 18-21.
- Журман, Н.В. Организационно-экономические аспекты современного менеджмента: учебное пособие/Н.В. Журман, О.В. Магомедалиева, В.А. Князева, Г.И. Татенко. -Орел: ОрёлГТУ, 2014. -63 с.
- Зайцева, Т. В. Управление персоналом: Учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012.
- Ивасенко, А.Г. Организационное поведение: 100 экзаменационных ответов: учебное пособие/А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, В.В. Цевелев. -М.: Флинта: МПСИ, 2011. -296 с.
- Измалкова, С.А. Организационное поведение в системе эффективного менеджмента: учебник/С.А. Измалкова, Е.Е. Кононова, О.В. Магомедалиева. -Орел: ОрелГТУ, 2011. -214 с.
- Измайлова, С.А. Теория менеджмента: учебное пособие для высшего профессионального образования / С.А. Измалкова [и др.]. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2013. – 314 с.
- Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: Учебник / Государственный Университет Управления; Под ред. А.Я. Кибанова. - 6-e изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 638 с.
- Кибанов, А. Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда: Моногр. / А.Я.Кибанов, Ю.А.Дмитриева; Гос. Университет Управл. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 229 с
- Кибанов, А.Я., Митрофанова, Е.А., И.А Эсаулова. Экономика управления персоналом: учебник/под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2013
- Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». 2-е изд., изм. и доп. -М.: Издательство Норма. -528 с., 2011.
- Колосков, И.А. Современные подходы теории лидерства / Вестник РМАТ. 2015. № 3. С. 51-57.
- Красовский, Ю.Д. Организационное поведение: учебник/Ю.Д. Красовский. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. -527 с.
- Ксенофонтова, Е., Пехова, Н. Социология компетентности и модель компетенций как области научного и практического интереса//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2014. № 1. С. 194-206.
- Кудряшов, К.В., Санькова, А.А. Руководство и лидерство в управлении / Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 332-336.
- Кузнецов, Ю.В. Теория организации: учебник/Ю.В. Кузнецов, Е.В. Мелякова. -М.: Юрайт, 2013. -335 с.
- Куприянчук, Е. В. Управление персоналом: ассессмент, комплектование, адаптация, развитие: Уч. пос. / Е.В.Куприянчук, Ю.В.Щербакова. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2012.
- Лапыгин, Ю.Н. Теория организаций: учебное пособие/Ю.Н. Лапыгин. -М.: ИНФРА -М, 2012. -311 с.
- Латфуллин, Г.Р. Теория организации: учебник/Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2013. -448 с.
- Макаров, С. Л. Управление организационной культурой крупных промышленных предприятий на этапе внедрения инноваций//Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 1 (22). С. 161-165.
- Нифонтов, В.А. О некоторых подходах к изучению проблемы лидерства / Актуальные вопросы науки. 2015. № XVIII. С. 197-198.
- Одегов, Ю. Г., Руденко, Г. Г. Экономика труда: учеб. -М.: Волтерс Клувер, 2011. -800 c.
- Парахина, В.Н. Современные подходы к управлению стратегическим развитием организации: коллективная монография/Под ред. профессора В.Н. Парахиной. -Ставрополь: ИИЦ «Фабула», 2012. -244 с.
- Попкова, А.А., Третьякова О.В. Методика проведения диагностики компетентности управленческого персонала образовательной организации: монография. -Тюмень: Печатник, 2014. -48 с.
- Прохоров, А. Русская модель управления. -Студия Артемия Лебедева, 2011.
- Седых, А.Н. Организационное поведение: учебное пособие/А.Н. Седых. -М.: Изд-во МГОУ, 2011. -164 с.
- Фомичева, Е.И., Соколова, Е.В. Лидерство в менеджменте / Контентус. 2015. № 10. С. 106-111.
- Херси, П., Бланшар К. Менеджмент организационного поведения: управляя человеческим ресурсом/изд. 10-е, испр. Прентис-Холл, 2013. 360 с.
- Шапиро, С. А., Шилаев А. В. Факторы повышения эффективности труда персонала. -М.: АИСТО, 2013. -222 с.
- Штейн, Е.И. Формирование компетентностного потенциала как ресурса инновационного развития научно-образовательных комплексов: дис. … канд. экон. наук. -М., 2015.
|