Задачи анализа выполнения плана по реализации состоят в следующем:
установление обоснованности показателя бизнес-плана по реализации продукции;
определение степени выполнения плана по объему ассортименту реализованной продукции;
расчет влияния отдельных факторов на величину отклонения фактического объема реализации от планового;
выявление резервов дальнейшего увеличения реализации и путей мобилизации, т.е. использования этих резервов.
Paccмотpим порядок анализа в соответствии с этими задачами.
При проверке обоснованности плана по реализации устанавливают, соответствует ли он плановому выпуску товарной продукции и планируемому изменению остатков нереализованной продукции в течение года.
Затем анализируется степень выполнения плана по реализации.
В целях обеспечения сравнимости данных необходимо, чтобы плановая и фактическая информация об объеме реализации была выражена в одинаковой оценке. Для этого следует использовать оптовые цены, принятые в плане. Следовательно, для оценки степени выполнения плана по реализации надо сравнить фактическую реализацию в плановых ценах и плановую реализацию в тех же ценах.
В настоящее время основное значение придается реализации по договорам поставок — важнейшему экономическому показателю, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия.
Оценка степени точности выполнения договорных обязательств осуществляется так:
Степень выполнения договорных обязательств — это денежная сумма по условиям договора — Недопоставка (или штрафные санкции), деленная на денежную сумму по условиям договора.
В случае неполноты и несвоевременности поставок, т.е. любого отступления от условий договора по вине поставщика сумма недопоставки и штрафных санкций приобретает ненулевое значение, а величина рассматриваемой дроби — значение меньше единицы, т.е. свидетельствует о нарушении условий договора. Если же договорная дисциплина в точности соблюдена, величина этой дроби равняется единице.
После определения степени выполнения плана по реализации нужно исчислить влияние отдельных факторов на величину перевыполнения или невыполнения плана по реализации.
На степень выполнения плана по реализации оказывают влияние два основных фактора:
1) выполнение плана выпуска товарной продукции по общему объему ассортименту и качеству ;
2) изменение остатков нереализованной продукции в отчетном году
|