Цели – это субъективное отражение реальности, т.е. они могут произвольно определяться владельцами организаций. Субъективный момент связан с тем, что владельцы, руководители, сотрудники, партнеры, местные власти, общество влияют на цели.
Выделяют следующие функции целей:
- отражают философии организации, концепцию ее деятельности и развития;
- снижают неопределенность текущей деятельности;
- составляют основу для разработки критериев выбора альтернатив действий;
- сплачивают сотрудников организации;
- служат оправданием в глазах общественности по поводу необходимости существования организации.
Успешная реализация этих функций возможна, если цели отвечают определенной совокупности требований: конкретности, реальности, гибкости, признаваемости, проверяемости, совместимости друг с другом во времени и пространстве.
Соблюдение этих требований придает целям системный характер и предполагает определенную их классификацию:
- по степени важности: стратегические и тактические;
- по времени: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;
- по содержанию: экономические, социальные, технические и т.д.;
- по форме выражения: характеризуемые количественными или качественными показателями;
- по уровню: общие и специфические.
На основе целей организация формулирует задачи и разрабатывает соответствующие решения для их достижения.
Следующим шагом является создание декларации – документа содержащего систему индивидуальных и коллективных целей. Цели, представленные в декларации, делятся на группы: необходимые цели, желательные цели и возможные цели.
В самом общем виде управленческие технологии (УТ) – это совокупность методов и процессов управления, а также научное описание способов управленческой деятельности, в том числе формирования управленческих решений для достижения общих и конкретных целей организации.
Технологии целевого управления (ТЦУ) определяют набор технологий процессорного управления (ТПУ). Таким образом, руководитель должен сначала определиться с выбором конкретной технологии целевого управления, а затем в качестве инструментария использовать соответствующий ей набор процессорных технологий. ТЦУ – это технологии, основанные на приоритете целей над ситуациями. ТЦУ ориентирует управленческую деятельность на достижение цели: решение должно быть направлено на изменение ситуации, а не на устранение возмущающих воздействий.
В состав ТЦУ входят: инициативно-целевая, программно-целевая и регламентная технологии.
Инициативно-целевая технология основана на выдаче заданий без указаний средств и методов их выполнения и рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя. Она предусматривает разработку руководителем только конечной цели управления работника, группы или процесса, а также срока выполнения без указания механизма ее достижения. При этом цель может быть достигнута в предусмотренные сроки или раньше, либо цель может быть не достигнута по каким-либо причинам и наконец цель может быть достигнута за пределами установленного срока. Технология не гарантирует достижение цели. Инициативно-целевая технология дает большой простор для инициативных решений подчиненных.
Основными условиями использования данной технологии являются:
- штат работников организации или ее подразделения не более 10 человек;
- время выполнения задания не должно превышать одного месяца со дня его выдачи;
- наличие высокого профессионализма персонала или большого доверия к нему со стороны руководителя;
- преимущественное производство новых товаров, услуг, информации или знаний;
- наличие устойчивых неформальных отношений в коллективе.
Для данной технологии эффективной является линейная схема организационных отношений. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией исполнителя, выполняющего задание, а квалификация руководителя играет вторичную роль.
|