Правоохранительная деятельность есть особая разновидность юридически значимой деятельности специально уполномоченных органов и должностных лиц государственной и муниципальной власти, институтов гражданского общества и отдельных граждан по охране права и обеспечению правопорядка, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.
Правоохранительная функция – это одно из относительно самостоятельных и обособленных направлений деятельности специально уполномоченных органов и должностных лиц государственной и муниципальной власти, институтов гражданского общества и отдельных граждан в сфере правоохраны и обеспечения правопорядка в обществе [5, с. 248].
Правоохранительная система – это единая, целостная совокупность органов, учреждений и должностных лиц государственной и муниципальной власти, общественных объединений и организаций, специально ориентированных на осуществление правоохранительной деятельности, возникающих между ними отношений по поводу охраны права и обеспечения правопорядка, а также правоотношений в области защиты права и в сфере юридической ответственности, урегулированных охранительными правовыми нормами.
Правоохранительная политика представляет собой научно обоснованную, последовательную и комплексную деятельность государственных и негосударственных структур по повышению эффективности охранительной функции права, по совершенствованию правоохраны, по выстраиванию полноценной правоохранительной системы.
Приоритеты правоохранительной политики – это основные наиболее актуальные направления формирования и реализации правовой политики в сфере охраны права и обеспечения правопорядка.
Механизм реализации правоохранительной политики – это единая система правовых, политических и материальных средств по разработке, принятию и осуществлению концепций и программ долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного развития и совершенствования правовой системы России.
Цель правоохранительной политики – защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов гражданского общества и государства, борьба с различными правонарушениями и преступностью [3, с. 182].
Наиболее актуальными задачами правоохранительной политики в России на данный момент выступают:
- создание единого правового поля для правоохранительной деятельности;
- обеспечение организационного и нормативного регулирования взаимодействия и координации правоохранительных органов всех уровней власти;
- передача части правоохранительных функций на уровень регионов и муниципальных образований, а также саморегулируемым организациям;
- создание системы форм и средств правового контроля со стороны институтов гражданского общества за деятельностью правоохранительных органов государственной власти.
- научное обоснование стратегии развития правоохранительной системы на длительную перспективу;
- разработка среднесрочных и краткосрочных программ развития отдельных сфер и направлений правоохранительной деятельности;
- инвентаризация системы правовых средств и механизмов в области охраны права с оценкой степени их целесообразности и эффективности;
- устранение пробелов и коллизий российского законодательства в области правоохранительной деятельности;
- укрепление юридических гарантий, правовых механизмов, обеспечивающих реализацию стратегических и частных целей и задач охраны права;
- повышение степени легитимности правоохранительной системы;
- утверждение подлинной независимости судебной системы от исполнительной и законодательной власти, повышение степени профессионализма судейского корпуса, гарантирование равной для всех доступности правосудия;
- декриминализация общественных отношений;
- борьба с коррупцией в органах власти всех уровней;
- повышение качества и эффективности расследования преступлений;
- радикальное снижение административных барьеров;
- вытеснение криминально-теневой экономики, пресечение противоправной корыстной экономической деятельности, поддержка честного и открытого бизнеса и добросовестной конкуренции, создание благоприятных правовых условий для стимулирования устойчивого экономического роста [3, с. 184].
|