Среда, 15.05.2024, 07:50
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: содержание и существенные условия

Договор обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств (далее договор ОСАГО), является разновидностью договора имущественного страхования (ст. 929 ГК РФ) [1], а так же относится к группе договоров страхования гражданско – правовой ответственности. Данный договор является публичным.
Согласно федеральному Закону об ОСАГО «договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого со-бытия вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы)» [3].
Исходя из норм гражданского законодательства, а именно ст. 423 ГК РФ, договор ОСАГО можно охарактеризовать как возмездный, ценой в котором является уплачиваемая страхователем страховая премия, сформированная с учетом действующих тарифов. В целом же стоит отметить, что договор ОСАГО является соглашением между страхователем и страховщиком, но так как речь идет об обязательном страховании, то большинство условий договора прописаны в законе.
По мнению большинства ученных [21, 30, 32] договор ОСАГО относится к числу реальных договоров, что подтверждается тем, что в Законе об ОСАГО не существует никаких либо иных правил регулирования, чем тех, которые отражены в самом договоре в момент его заключения. Договор ОСАГО так же относится к числу срочных договоров. Если исходить из классификации такого типа договоров, то можно выделить из три вида: - краткосрочные (сроком до 1 года), среднесрочные (сроком от 1 до 5 лет) и долгосрочные (сроком свыше 5 лет). В соответствии со ст. 10 Закона об ОСАГО [3], а так же п.1.1 Правил обязательного страхования [5], договор ОСАГО является краткосрочным договором. В ст. 16 Закона об ОСАГО, так же установлено, что граждане могут заключать договор на срок менее 1 года, т.е. 3 месяца, 6 месяцев и 9 месяцев с учетом ограниченной формы использования транспортных средств их собственниками.
Согласно ст.1 Закона об ОСАГО участниками договора ОСАГО со стороны страхователя являются непосредственно сам страхователь, законный владелец застрахованного транспортного средства и водитель застрахованного транспортного средства. При этом со стороны страховщика участником договора ОСАГО выступает сама страховая компания.
Страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования. Страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке [37].
Страхователем (полисодержателем) признается правосубъектное физическое или юридическое лицо, имеющее страховой интерес и вступившее на предусмотренных в законе правилах страхования соответствующего вида или определенных в договоре условиях в конкретное обязательство по страхованию со страховой организацией (страховщиком).
В отдельных видах страхования закон императивно устанавливает страхователя. Так, при обязательном государственном страховании функции страхователей выполняют исключительно федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий (абз. 2 п. 1 ст. 969 ГК) [1].
Согласно ч. 3 ст. 940 ГК РФ «договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (ч. 3 ст. 434 ГК РФ) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком» [1].
Полисом ОСАГО называют специальный бланк строгой отчётности, который выдаётся страхователю. На таком бланке указывается фамилия, имя и отчество страхователя, а также название, уполномоченная особа и другие реквизиты страховой компании. При этом в полисе ОСАГО указывается период страхования транспортного средства, перечень допущенных к управления транспортным средствам лиц, на которых распространяется страховка, а так же величина страховой премии, уплаченной страхователем страховщику. Стоит отметить, что в 2016 года страховые компании начали внедрять страховые полисы нового образца, более защищенные от подделок [27].
Выдача страхового полиса является доказательством, подтверждающим заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности, пока не доказано иное.
Основными факторами, учитывающими стоимость страхового полиса ОСАГО, являются:
- территория использования транспортного средства;
- стаж и наличие аварийности (безаварийности) страхователя;
- коэффициент – бонус – малус;
- число водителей (ограниченная страховка или без ограничений);
- мощность транспортного средства;
- срок страхования.
Значения размеров страховых тарифов и коэффициентов в формуле, утверждены Указанием ЦБ РФ от 19 сентября 2014 № 3384-У с изменениями от 12 апреля 2015 года [4].
Общая стоимость ОСАГО (S) рассчитывается по следующей формуле:

S = (Базовая ставка) х Кт х КБМ х Квс х Ко х Км х Кп х Кн (1)

где, Кт - Коэффициент территории преимущественного использования; КБМ - Коэффициент бонус-малус; Квс - Коэффициент возраста и стажа водителя; Ко - Коэффициент ограничения; Км - Коэффициент мощности; Кп - Коэффициент периода страхования; Кн - Коэффициент нарушений
Под базовым тарифом или базовой ставкой понимается определенная денежная сумма, установленная для различных видов и категорий транспортных средств. Так если до 2015 года базовый тариф для расчета стоимости ОСАГО являлся фиксированным, то сейчас установлен некий коридор, позволяющий страховым компаниям варьировать стоимость ОСАГО. При этом стоит отметить, что на практике страховые компании применяют максимально возможный базовый тариф для расчета стоимости ОСАГО [33].
В таблице 1 представлены базовые тарифы для различных транспортных средств.
Таблица 1 – Базовые тарифы по ОСАГО
Вид трансп. средства (категория) Базовый тариф (руб.)
Мотоциклы и мотороллеры (кат. А) 867 - 1579
Легковые авто (кат. В) для юр. лиц 2573 - 3087
Легковые авто (кат. В) для физ. лиц 3432 - 4118
Легковые авто (кат. В) (такси) 5138 - 6166
Грузовые авто (кат.С) с разр. макс. массой: 16т и менее 3509 - 4211
Грузовые авто (кат. С) с разр. макс. массой: более 16т 5284 - 6341
Автобусы (кат. D) с числом пассаж. мест: до 16 вкл. 2808 - 3370
Автобусы (кат. D) с числом пассаж. мест: более 16 3509 - 4211
Автобусы (кат. D) (такси) 5138 - 6166
Троллейбусы 2808 - 3370
Трамваи 1751 - 2101
Тракторы и иные самох. машины 1124 - 1579

Следующим показателем, влияющим на стоимость полиса ОСАГО является коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства (Кт). Уровень данного коэффициента установлен в каждом регионе, городе и прочих населенных пунктах. Для физических лиц определяется исходя из места прописки, а для юридических лиц из места регистрации транспортного средства. Данный коэффициент устанавливается исходя из норм ст. 9 Закона об ОСАГО [3], а так же Указаний Банка России №3384-У от 19.09.2014г/ [4].
На сегодняшний момент в Кемеровской области установлены следующие коэффициенты территориального использования транспортного средства (таблица 2).
Таблица 2 – Коэффициенты территориального использования транспортного средства в Кемеровской области

Территория преимущественного использования транспортного средства Коэффициент для транспортных средств, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей
Кемеровская область
Анжеро-Судженск, Киселевск, Юрга 1,2 0,8
Белово, Березовский, Междуреченск, Осинники, Прокопьевск 1,3 0,8
Кемерово 1,9 1
Новокузнецк 1,8 1
Прочие города и населенные пункты 1,1 0,8

Таким образом, зависимость уровня данного коэффициента выражается в количестве автомобилей, сосредоточенных на определенной территории.
Коэффициент бонус-малус (КБМ) является показателем, основанным на регулировании величины стоимости ОСАГО в зависимости от безаварийности езды страхователя. Данный коэффициент может как увеличивать стоимость полиса, так и уменьшать. Фактором понижения КБМ является наличием страховых выплат страховщиком при случившемся ДТП и виновном в нем застрахованного лица. При отсутствие таких страховых выплат КБМ увеличивается ежегодно на 5%. Но с установлением уровня данного коэффициент возникает ряд проблем, которые в основном порождают страховые компании, а именно:
- обязательная регистрация в страховой компании замены водительских прав;
- привязанность к одной конкретной компании, что является незаконным но в практике присутствует [41].
В таблице 3 представлены значения коэффициент бонус-малус
Таблица 3 – Коэффициенты бонус - малус
Класс
(нач.) КБМ Класс на конец срока страхования,
после N страховых выплат
0 1 2 3 4+
М 2.45 0 М М М М
0 2.3 1 М М М М
1 1.55 2 М М М М
2 1.4 3 1 М М М
3 1.0 4 1 М М М
4 0.95 5 2 1 М М
5 0.9 6 3 1 М М
6 0.85 7 4 2 М М
7 0.8 8 4 2 М М
8 0.75 9 5 2 М М
9 0.7 10 5 2 1 М
10 0.65 11 6 3 1 М
11 0.6 12 6 3 1 М
12 0.55 13 6 3 1 М
13 0.5 13 7 3 1 М

Таким образом, разбив страхователей на 15 категорий, данный коэффициент может предоставлять скидку до 50%, что в практике встречается довольно редко, а так же увеличивать стоимость полиса ОСАГО в 2,45 раза.
По вопросам применения коэффициента бонус – малус имеется очень много материалов из судебной практики, так рассмотрим Решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия 2-277/2016 от 19.09.2016 г. [10].
Краткая суть фабулы дела: Ноздрин В.М. обратился в суд с иском к Публичному акционерному обществу Страховой Компании «Росгосстрах» в лице Филиала Публичного акционерного общества Страховой Компании «Росгосстрах» в Республике Калмыкия (далее – ПАО СК «Росгосстрах») о признании незаконными действия по отказу от заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности (далее - ОСАГО) без оформления иных дополнительных услуг, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик не оформляет полис ОСАГО на автомобиль марки ВАЗ-21104, государственный регистрационный номер А 395 СК 08, без дополнительных услуг, не принимают заказное письмо. Полагает, что действия ответчика подпадают под ст. 15.34.1 КоАП РФ.
Он страхователь с 2003 года и его коэффициент бонус-малус равен 0,5 класс 13. В 2015, 2014, 2013 годах ответчик навязывал технический осмотр аккумуляторной батареи, не учитывает коэффициент бонус-малус. ДД.ММ.ГГГГ представитель страховщика в <адрес> Шапошникова Е.В. пояснила, что письмо утеряно работниками «Росгосстраха» <адрес>.
Просит признать действия Публичного акционерного общества страховой компании «Росгосстрах» в лице Филиала ПАО СК «Росгосстрах» в <адрес> незаконными; обязать оформить полис ОСАГО без иных дополнительных услуг; восстановить коэффициент бонус-малус; произвести перерасчет за последние года при оформлении полиса ОСАГО; привлечь к административной ответственности сотрудников «Росгосстрах» по ст. 15.34.1 КоАП РФ; расходы при рассмотрении искового заявления возложить на ответчика.
До судебного заседания от истца Ноздрина В.М. поступило дополнительное исковое заявление. Страховщик не учитывает коэффициент бонус - малус при определении суммы страховой премии оплаты полиса ОСАГО, что противоречит Постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении страховых тарифов», раздел 1 часть 3 - коэффициенты страховых тарифов (КБМ).
С 2003 по 2015 года страхования было два страховых случая, в которых признаны виновными водители посторонних машин, которые въехали в его стоящий автомобиль, следовательно, на страховые премии и на коэффициент бонус-малус это влиять не может, справки о ДТП прилагаются.
Что касается исковых требований Ноздрина В.М. о восстановлении коэффициента бонус-малус, то суд приходит к следующему.
Согласно п. 10 ст. 15 Федерального закона об ОСАГО сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.
Пунктом 1.8 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Центрального Банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, предусмотрено, что вместе с заявлением о заключении договора обязательного страхования страхователь предоставляет страховщику сведения о страховании, полученные от страховщика, с которым был заключен предыдущий договор обязательного страхования.
Таким образом, Федеральный закон N 40-ФЗ, Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств устанавливают обязательность сообщения страхователем сведений о транспортном средстве, гражданская ответственность владельцев которого страхуется, и сведений о страховании.
Согласно иску в 2015, 2014, 2013 годах и т.д. работники «Росгосстрах» не учитывали коэффициент бонус-малус. Истец Ноздрин В.М.- страхователь с 2003 года и его коэффициент бонус-малус равен 0,5 класс 13.
В этой связи суд считает необходимым обязать ответчика учесть данные обстоятельства при заключении истребуемого договора и оплату произвести со скидкой в размере за безаварийный стаж [10].
Но, суды не всегда принимают позицию истца, так рассмотрим Решение Волжского районного суда г. Саратова № 2-2945/2016 от 23.05.2016г. [11]
Краткая суть фабулы дела: В феврале 2015 года истец от сотрудников страховой компании узнал о том, что его Коэффициент Бонус-Малус равен 1(единице), в связи с чем ему предложено было доплатить страховую премию в размере 2.000 рублей, от оплаты которых он отказался.
Истец направил страховщику письмо в целях установления коэффициента Бонус-Малус, равного 0,55. Ответчик направил в адрес истца письмо за исходящим №, которым сообщено об установлении в автоматизированной информационной системе РСА в отношении него, Кожина В.Н. установлен коэффициент «Бонус-Малус, равный 1(единице), а так же сообщено о неверно рассчитанной страховой премии на основании ошибочно рассчитанного КБМ 0,55.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с иском, согласно которого просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Согласие» внести в базу автоматизированной информационной системы обязательного страхования Российского союза автостраховщиков, сведения о страхователе Кожине В.Н. с указанием коэффициента Бонус-Малус, равного 0,55.
Истец Кожин В.Н. в судебном заседании исковые требования поддерживал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика ООО СК «Согласие», будучи надлежаще уведомленным о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не ходатайствовал об отложении судебного заседания, ранее дал пояснения, согласно которых исковые требования не подлежат удовлетворению, мотивируя тем, что коэффициент Бонус-Малус устанавливается по истечении срока действия договора обязательного страхования. Поскольку страховой компанией ООО СК «Согласие» с истцом, на основании заявления Кожина В.Н., заключен договор страхования до истечения срока действия договора страхования ОСАГО, заключенного с ОАО СК «Альянс», льготный коэффициент Бонус Малус не мог быть менее 1 (единицы), в связи с чем оснований для изменения коэффициента не имеется.
Выслушав явившуюся сторону, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам: Судом установлено, что Кожин В.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел на праве собственности транспортное средство «РЕНО Колеос», государственный регистрационный знак №. Гражданская ответственность истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была застрахована по договору ОСАГО (полис серии ССС № в ОАО СК «Альянс». До истечения срока действия указанного договора, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в страховую компанию «Согласие» с заявлением о заключении договора обязательного страхования на новый годовой срок, который был заключен, о чем свидетельствует страховой полис серии №.
При этом судом достоверно установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ Кожин В.Н. являлся лицом, сведения в отношении которого в АИС РСА отсутствовали, поскольку на момент заключения договора с ООО СК «Согласие» (ДД.ММ.ГГГГ), срок действия предыдущего договора ОСАГО, заключенного с ОАО СК «Альянс» не истек, в связи с чем указанный страховщик не имел возможности внести в автоматизированную информационную систему Российского Союза Автостраховщиков сведения о наличии либо отсутствии сведений о безаварийном управлении Кожиным В.Н. транспортным средством в период страхования.
Анализируя установленные обстоятельства, а так же приведенные выше нормы закона, принимая во внимание, фактическое наличие в АИС РСА сведений о страховании истца, суд приходит к выводу о том, что Кожину В.Н. обоснованно присвоен «3-й» водительский класса при заключении договора ОСАГО со страховой компанией «Согласие» и соответственно обоснованно выставлен коэффициент КБМ «1» (единица), что соответствует предписаниям п. 10.1 ст. 15 Закона Об ОСАГО, а также п. 3 примечаний к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, обязывающих получать сведения о страховании, определять водительский класс и КБМ по АИС РСА, в связи с чем требование истца об обязании Общества с ограниченной ответственностью Страховая компания «Согласие» внести в автоматизированную информационную систему Российского Союза Автостраховщиков сведения относительно страхователя Кожина В.Н. о КБМ равном 0,55 при расчете страховой премии по договору ОСАГО по полису серии ССС N 0690602198, не подлежат удовлетворению [11].
Таким образом, довольно серьезной проблемой является наличие жесткого контроля со стороны государства к страховым компаниям, которые ссылаясь на низкий уровень юридического образования страхователей, причиняют им материальный и моральный вред.
Следующий критерий для определения стоимости страхового полиса это коэффициент возраста и стажа водителя, данный показатель косвенно регулирует стоимость страхового полиса в зависимости от опыта водителя, так значения данного коэффициента варьируются в следующих пределах:
- возраст - до 22 лет, стаж - до 3 лет – коэффициент – 1,8;
- возраст - более 22 лет, стаж - до 3 лет- коэффициент - 1,7;
- возраст - до 22 лет, стаж - более 3 лет – коэффициент – 1,6;
- возраст - более 22 лет, стаж - более 3 лет – коэффициент – 1,0.
На наш взгляд, данный показатель (коэффициент) является справедливым, а его критерии находятся в рамках соответствующих вероятности совершения ДТП.
В тоже время следует отметить следующие моменты:
1. В страховой полис можно вписать лишь до 5 человек, которые могут быть допущены к управлению транспортным средством, при этом стоимость страховки может меняться в зависимости от выше перечисленных факторов.
2. Если в страховом полисе не предусмотрено определенное количество лиц, т.е. такой полис называется «без ограничений», то коэффициент возраста и стажа водителя составит 1,8., т.е. максимальное значение [16].
Именно этот фактор учитывает коэффициент ограничения, т.е. количества лиц, допущенных к управлению данным транспортным средством.
Следующим показателем, определяющим величину стоимости полиса ОСАГО является коэффициент мощности транспортного средства. Так значения данного коэффициента варьируются в следующих пределах:
- до 50 л.с. включительно – коэффициент – 0,6;
- свыше 50 л.с. до 70 л.с. вкл. – коэффициент – 1,0;
- свыше 70 л.с. до 100 л.с. вкл. – коэффициент – 1,1;
- свыше 100 л.с. до 120 л.с. вкл. – коэффициент – 1,2;
- свыше 120 л.с. до 150 л.с. вкл. – коэффициент – 1,4;
- свыше 150 л.с. – коэффициент – 1,6.
Коэффициент периода страхования показатель, отражающий невозможность использовать транспортное средство в течение всего года в силу его технических характеристик.
Надо сказать, что понятие неполного периода использования можно отнести только к некоторым видам транспортных средств:
- снегоуборочные;
- сельскохозяйственные;
- поливочные;
- другие специальные транспортные средства [15].
Данный коэффициент варьируется от 0,5 – при периоде использования транспортного средства – 3 месяца до 1 при периоде использования транспортного средства более 10 месяцев.
Коэффициент нарушений - показатель, отражающий наличие грубых нарушений со стороны допущенных к управлению ТС водителей.
При отсутствии нарушений у водителя Кн=1.0, если же имеется одно из приведенных ниже нарушений, то коэффициент нарушений Кн=1.5.
1. Сообщение страховой компании заведомо ложных сведений, влияющих на размер стоимости полиса ОСАГО;
2. Имело место умышленное содействие наступлению страхового случая;
3. Причинение вреда при обстоятельствах, явившихся основанием для регрессного требования к причинителю вреда, а именно:
- вследствие умысла указанного лица был причинен вред здоровью или жизни потерпевшего;
- вред был причинен при управлении ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- лицо, не имело права управлять ТС;
- лицо скрылось с места ДТП;
- страховой случай наступил при использовании указанным лицом ТС в период, не предусмотренный договором обязательного страхования.
Формула расчета ОСАГО, конечно же, призвана минимизировать риски страховщика, но при этом учитывает важнейшие нюансы в каждом конкретном случае. Индивидуальные данные водителя, безаварийная манера езды, лояльность одной страховой компании с применением соответствующих коэффициентов могут существенно снизить окончательную стоимость полиса [24].
Если при заключении договора ОСАГО будут устанавливаться условия договора, противоречащие действующему законодательству, или условия, предусматривающие дополнительные случаи освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения, то данные условия будут ничтожными. Правовым последствием использования данных условий будет не допустимость их применения, вне зависимости признания судом недействительными условий договора ОСАГО. В судебной практике имеются много решений суда принявшего сторону как страховщика так и страхователя.
Рассмотрим Решение Кировского районного суда г. Махачкалы по делу №2-981/2012 от 16.08.2016 г [13]. Так, ЗАО СК «Мегарусс – Д» в лице Каспийского агентства Южнороссийского филиала обратилось в суд с иском к ФИО1 и ФИО2 о признании договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Полис) недействительными, взыскании ущерба в размере 6041,91 руб. от ДТП, выплаченной ФИО7, с ФИО2 и судебные расходы по оплате госпошлины в размере 4000 рублей с ФИО2 и ФИО1 солидарно.
Исковые требования ЗАО СК «Мегарусс - Д» мотивированы тем, что
ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомашины Мерседес 211СDI с госномером Е 382 РЕ, автомашины ВАЗ 21099 с госномером В 199 РУ и автомашины ВАЗ 21063 с госномером К 799 ТА. Виновником в данном ДТП согласно постановлению об административном правонарушении признан водитель автомашины марки ВАЗ 21063 ФИО1, чья гражданская ответственность на момент ДТП была застрахована в ЗАО СК «Мегарусс - Д».
ЗАО СК «Мегарусс - Д» ДД.ММ.ГГГГ в счет возмещения ущерба выплатило владельцу автомашины Мерседес 211 СDI с г/н. Е 382 РЕ ФИО7 – 6041,91 рублей. Не согласившись с выплаченной страховой компанией суммой, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Кировский районный суд <адрес> с иском к ЗАО «Мегарусс - Д» и ФИО1 о взыскании недоплаченной суммы страхового возмещения и разницы между фактическим ущербом и страховой суммой, а также судебных расходов.
В ходе подготовки к указанному судебному процессу ЗАО СК «Мегарусс - Д» стало известно, что агент страховой компании ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ под влиянием обмана и в нарушение инструкций и правил о порядке заключения договоров ОСАГО выписал страховой полис ОСАГО ВВВ № на имя ФИО2 с периодом его действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где в графе допущенных к управлению транспортным средством лиц указал и ФИО1
При этом страховщик ФИО2 в своем заявлении о заключении договора ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ указал ложные сведения о допущенных к управлению транспортным средством лицах, в частности о возрасте ФИО1 В графе «дата рождения» ФИО1 указан 1985 года рождения, вместо настоящего 1990 года рождения; в графе «Водительское удостоверение (серия, номер)» ФИО1 указан <адрес>. В связи с этим при составлении договора страхования страховой агент ФИО8 вместе коэффициента 1,7 применил коэффициент 1 и тем самым у ФИО2 принял плату на 583,15 рублей меньше положенного. Завышение возраста застрахованного и его стажа вождения страхователю было необходимо, чтобы получить полисы ОСАГО за меньшую плату, чем установлено инструкцией, правилами и законом ОСАГО.
Тот факт, что страховой полис ОСАГО ВВВ №, а в последующем и полис ВВВ № от ДД.ММ.ГГГГ выписан с нарушением правил и инструкций подтверждается и объяснениями ФИО8, заявлением о заключении договора ОСАГО, предшествующему выдаче полиса ОСАГО.
Из материалов дела усматривается, что страховым агентом ЗАО СК «Мегарусс - Д» ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ от имени ФИО2 составлено заявление о заключении договора ОСАГО и на основании данного заявления выдан страховой полис ВВВ № с периодом его действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где в графе допущенных к управлению транспортным средством лиц указал и ФИО1 В этот же день ФИО2 выдан другой страховой полис за ВВВ №, указав в графе допущенных к управлению транспортным средством лиц кроме ФИО1 и ФИО14 также и ФИО15
ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомашины Мерседес 211СDI с госномером Е 382 РЕ, автомашины ВАЗ 21099 с госномером В 199 РУ и автомашины ВАЗ 21063 с госномером К 799 ТА, виновником в котором признан водитель автомашины марки ВАЗ-21063 ФИО1, чья гражданская ответственность на момент ДТП была застрахована в ЗАО СК «Мегарусс - Д».
ЗАО СК «Мегарусс - Д» ДД.ММ.ГГГГ в счет возмещения ущерба выплатило владельцу автомашины Мерседес 211 СDI с г/н. Е 382 РЕ ФИО7 – 6041,91 рублей. Не согласный с выплаченной суммой, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с иском к ЗАО «Мегарусс - Д» и ФИО1 о взыскании недоплаченной суммы страхового возмещения и разницы между фактическим ущербом и страховой суммой, судебных расходов. При подготовке к данному делу ЗАО СК «Мегарусс - Д» установлено, что год рождение и данные водительского удостоверения ФИО1 в полисе, выданном ФИО2, указаны неверно. В графе «дата рождения» ФИО1 указан 1985 года вместо настоящего 1990 года рождения, в графе «Водительское удостоверение» ФИО1 указаны серия, номер нового водительского удостоверения <адрес>.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами права, учитывая, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие наличие у ответчика прямого умысла на введение в заблуждение страховщика, о противоправной цели в сообщении заведомо ложных для него сведений, обмана страховщика, что в указанных полисах указаны и другие лица, интересы которые могут нарушаться, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 320-321 ГПК РФ, суд, решил:
В удовлетворении исковых требований ЗАО СК «Мегарусс - Д» к ФИО1, ФИО2 о признании договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: ВВВ № и ВВВ № от ДД.ММ.ГГГГ недействительными, возмещении с ФИО2 в пользу ЗАО СК «Мегарусс - Д» ущерба в сумме 6041,91 рубля и взыскании с ФИО2 и ФИО1 госпошлины в размере 4000 рублей, отказать [13].
В данном случае как можно заметить, суд принял сторону страхователя, сформировав свою позицию нормами права и имеющимися обстоятельствами дела.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (04.08.2017)
Просмотров: 678 | Теги: договор ОСАГО | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск