Понедельник, 29.04.2024, 03:11
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Экономическая эффективность и социальная справедливость

Экономическая эффективность – понятие довольно обширное, но в то же время, имеющее свои границы. Так экономическая эффективность может выражаться в определенных показателях. Для предприятий это показатели прибыли, рентабельности, конкурентоспособности, которые рассчитываются при помощи определенных методик. В рамках всей экономики экономическая эффективность выражается в более широком смысле. Но имеются и показатели, характеризующие экономическую эффективность на уровне страны, к таким показателям относятся: инвестиции в экономику, ВНП, ВВП, государственный долг и др. Экономическая эффективность служит фактором дальнейшего развития экономики, так как эффективная работа предприятий способствует их развитию, пополнению государственного бюджета за счет налоговых и социальных отчислений. Экономическая, с точки зрения выше упомянутых показателей, эффективность государства в целом способствует развитию всей социально – экономической составляющей страны [4].

Что касается понятия социальная справедливость, то данное понятие как никогда лучше рассматривать, основываясь на исторических фактах, а именно периоде социализма (СССР). Социальная справедливость в советский период была основана на принципе отсутствия частной собственности и социального равенства народа. В целом социальная справедливость означает то, что для каждого человека должны быть созданы такие условия, при которых его социальные потребности должны быть удовлетворены в полной мере. Социальная справедливость является довольно широким понятием. Основным составляющим в данном понятии является человек и его жизнь, его социальные потребности в медицине, образовании, уровне жизни. При этом государство должно удовлетворять эти потребности.

В период социализма в советском союзе наше государство в большей степени и наиболее эффективно удовлетворяло социальные потребности своих граждан. Граждане были обеспечены работой, жильем, имели возможность получать бесплатное образование и пользоваться бесплатной медициной. При этом стоит отметить, что получение прибыли и высокого уровня рентабельности, для советских предприятий, а так же государства в целом, не являлось первоочередной задачей. Да, были пятилетки, да, был план, который нужно было выполнить. Но все предприятия были в руках государства, и эффективность тогда выражалась ни в объемах прибыли или уровне рентабельности, а как бы точнее сказать, в натуральных показателях: сколько построено, сколько произведено, сколько человек обеспечено и т.д.

Социал-демократическое понимание справедливости требует всеобщего перераспределения доходов всех слоёв населения с помощью государственного вмешательства с целью искоренения нищеты и создания большого среднего класса. Гарантируется всеобщая занятость, а размер помощи не зависит от предыдущих доходов [16].

Консервативное понимание социальной справедливости основано на корпоративизме. Источником помощи выступают накопления, полученные через обязательное социальное страхование и зависящие от сферы занятости и продолжительности отчисления. Накопления формирует сам работник, его работодатель и отчасти коллеги. Вне системы социального партнёрства существует лишь минимальная государственная помощь.

Таким образом, общими признаками социальной справедливости в государстве во всех этих версиях являются: социальная защита и снижение социального неравенства. Хотя социальная защищённость и рассматривается как условие, обеспечивающее равные стартовые возможности (т.е. условие равенства возможностей), но поскольку время и место этого старта никак не определены (условие действительно в любой момент времени), то социальная защита выступает также и требованием равенства результатов (пенсионные гарантии к равному старту никак не отнести) [12].

В условиях  же современной рыночной экономики, на наш взгляд, понятие экономическая эффективность и социальная справедливость очень взаимосвязаны друг с другом и зависят друг от друга.

Идея социального государства является прежде всего развитием идеи национального государства и предполагает смену сословной и цеховой солидарности на национальную солидарность. Российская Федерация национальным государством не является, и по этой причине не ясно, на какого рода солидарности основывается социальное государство. Вряд ли вообще можно определить, на каком из вариантов понимания социальной справедливости предполагается создать социальное государство в России. Показательными для уточнения данного вопроса являются следующие признаки российского государства: минимальной размер существующих в нём пособий и пенсий, размер прожиточного минимума, подходящий лишь для самого дна общества (что характерно для либерального понимания справедливости), принудительное изъятие государством у граждан значительной части доходов (социальный налог 25 %, как и в Великобритании), а равно широкий спектр социальных выплат (характерный для социал-демократического понимания справедливости); отсутствие явного перераспределения доходов от богатых к бедным (нет ни налога на роскошь, ни прогрессивного подоходного налога). К перечисленному можно добавить также конституционную гарантию права на занятость и заверения политической власти в необходимости формирования большого среднего класса.

В обеспечении равенства экономических возможностей очень многое зависит от доступа людей к таким социально значимым благам, как образование и здравоохранение.

Согласно критериальным признакам «социального государства» расходы на эти цели должны составлять, соответственно, не менее 4-6 и 7-8% ВВП. По официальным данным, расходы на образование в России снизились в нынешнем году до 3,3%, достигнув своего максимума в 2012 г. (4,6%). Та же тенденция и в финансировании здравоохранения: доля всех бюджетных расходов опустилась в 2014 г. до 3% ВВП после своего максимума в 2012 г. - 4%. Как видно, уровень расходов остается недостаточным, чтобы поддержать должный уровень образования и медицинского обеспечения для всех, кроме того, имеет место существенное неравенство граждан в получении этих общественных благ

Социально-экономическое неравенство продолжает расти за счет более высоких темпов роста доходов 20% самых обеспеченных групп населения. Это отражается на институциональной структуре российской экономики, которая отличается низкой представленностью норм и организаций, направленных на решение проблемы избыточного неравенства. А решать ее необходимо, причем важно, чтобы институциональные меры распространялись на этапы не только вторичного, но и первичного распределения доходов. На этапе первичного распределения значимую роль могут сыграть нормы, влияющие на цену труда, обеспечивающие большую привязку заработной платы работников к их реальному трудовому вкладу, а также нормы, направленные на ограничение влияния естественных монополий на цены товаров и услуг.

Социологические опросы последних лет показывают, что рост жилищно-коммунальных платежей, который обусловлен именно данной проблемой, вызывает у россиян наибольшую тревогу (это отметили 57% граждан, низкий уровень жизни волнует 50% населения, сокращение доступа к бесплатному образованию и медицинскому обслуживанию на первое место поставили 45% жителей РФ) [13]

Таким образом, именно в условиях рыночной экономики социальная справедливость не может существовать без экономической эффективности, а уровень экономической эффективности зависит от социальной политики государства, от уровня и качества образования населения, от уровня жизни, обеспеченности медицинскими услугами и в конечном итоге от общего уровня удовлетворенности социальных потребностей населения.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (27.11.2016)
Просмотров: 843 | Теги: социальное равенство, ВВП, социальная справеждивость | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск