На сегодняшний момент экономисты не имеют единого мнения при определении термина «финансового контроля», что обусловлено спешным переходом от плановой экономики к рыночной и в связи с этим отсутствием единой и четкой концепции формирования системы финансового контроля в Российской Федерации. При этом определения финансового контроля через деятельность контролирующих органов можно рассматривать как определения не финансового контроля как такового, а государственного финансового контроля. В юридической литературе финансовый контроль понимается или как контроль, осуществляемый государственными органами, или же финансовый контроль ограничивают государственными и муниципальными финансами.
В словаре С.И. Ожегова выделяются три значения финансового контроля: 1) проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора; 2) система органов контроля; 3) лица, осуществляющие контроль, то есть контролеры [19].
В юридической науке также существуют несколько определений финансового контроля.
Ряд авторов рассматривают финансовый контроль как составную часть государственного контроля, элемент всей системы экономического управления и планирования. «Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности государства. Одним из важнейших видов контроля в государстве является финансовый контроль».
Е.А. Ровинский, исследуя значение финансового контроля, подчеркивал, что «финансовый контроль следует рассматривать в качестве «специального института государственного контроля, основной функцией которого является повседневный контроль над образованием и использованием денежных фондов в обществе» [44]. Он характеризуется тем, что «имеет специфические формы и методы проверки законности действий предприятий, организаций и учреждений в процессе осуществления ими хозяйственной и финансовой деятельности, присущ всем видам контроля и основывается на принципах, общих для всех финансово-правовых институтов» [22].
Ю.М. Воронин отмечал, что «финансовый контроль обусловлен наличием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости» [13].
Профессор Н.И. Химичева полагает, «что основное содержание государственного и муниципального финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в» [27]:
- проверке выполнения гражданами и организациями финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;
- проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);
- проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями и учреждениями;
- выявлении внутренних резервов возможностей повышения рентабельности хозяйства, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
- устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины [27].
В обобщенном виде теоретическое определение финансового контроля в научной литературе формулируется следующим образом: это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах: как 1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов; 2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Оба аспекта контроля взаимосвязаны, различаются целями, методами и субъектами его осуществления.
Финансовый контроль охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования. Финансовый контроль можно определить как регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты исполнения обязательств перед государственным бюджетом, операций по использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов [9].
Целью государственного и муниципального финансового контроля является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования денежных средств и материальных ресурсов, обеспечивающее основания для принятия корректирующих мер, в отдельных случаях – для привлечения виновных к ответственности, получения возмещения причиненного ущерба, осуществления мероприятий по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.
Основными задачами государственного и муниципального финансового контроля являются:
‒ проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
‒ проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
‒ проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
‒ выявление внутренних резервов производства;
‒ устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины [23].
|