В Российской Федерации понятие землеустрòйство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
Учет природных и экономических условий - это пятый принцип землеустройства. Наиболее существенно он проявляется при землеустройстве сельскохозяйственных предприятий. Однако природные и экономические условия влияют и на другие землеустроительные действия: зонирование территории, распределение по категориям, отвод земель, установление границ и т. д.
Поэтому принцип соблюдения приоритета сельского хозяйства совместим с необходимостью соблюдения следующих экологических требований:
Изыскание ресурсов нового сельскохозяйственного освоения земель и увеличение площади продуктивных угодий;
Выделение минимальной площади отвода земли для несельскохозяйственных целей (при условии нормального развития предприятия);
Полный и взвешенный учет как положительных, так и отрицательных последствий отвода земельного участка, его влияние на экологическое состояние территории и охраны земель.
Принцип сочетания межотраслевых интересов трудно реализовать, не имея общей перспективы экономического и социального развития. Необходимость разработки долгосрочных прогнозов и программ размещения производительных сил и использования земельных ресурсов является важнейшим направлением государственной политики развитых государств. Большое внимание этим вопросам уделяет законодательство России. Поэтому землеустроительные мероприятия должны быть согласованы с перспективами экономического и социального развития регионов, отраслей и отдельных хозяйств.
В этом выражается принципиальная позиция землеустройства. Она заключается в том, что конкретные землеустроительные мероприятия должны быть не просто согласованы с общими программами и схемами организации территории, но и обеспечить территориальные условия для перспективного развития каждого предприятия по разработанной для него программе. Поэтому показатели развития на перспективу закладываются в основу любого землеустроительного мероприятия.
Кардинальные изменения земельных отношений, сложившиеся за многие годы землевладения и землепользования, и новые социально-экономические и природоохранные проблемы определяют новый характер и содержание землеустроительного проектирования на территории сельскохозяйственных предприятий в нижеследующих направлениях.
Во-первых, территория в границах реорганизуемого или изменяющего свой статус сельскохозяйственного предприятия в связи с появлением множества земельных собственников и посторонних землепользователей становится объектом сначала межхозяйственного, а затем уже внутрихозяйственного землеустройства.
Во-вторых, центр тяжести проектов землеустройства перемещается на решение не только организационно-территориальных вопросов, связанных с образованием новых и упорядочением существующих землевладений и землепользовании, разграничением и отводом земель, но и на правовое обоснование проекта (установление правового режима и условий пользования землей, оформление прав собственности, выдачу документов, удостоверяющих это право, создание условий для регулирования земельных отношений и др.).
В-третьих, в основе проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства должна лежать агроэкологическая оценка территории, ее пригодности для ведения сельскохозяйственного производства, так как часть земель сельскохозяйственного значения ввиду загрязненности, зараженности, деградации должна быть изъята из оборота, законсервирована и не включаться в перераспределение.
В-четвертых, территория реорганизуемого сельскохозяйственного предприятия или находящаяся в ведении органов местного самоуправления в целях оперативного наведения порядка в первичном учете, оценке и контроле за использованием земель должна стать объектом как землеустройства, так и земельного кадастра, позволяющего создать вместе с землеустроительными действиями надежную информационную основу для регулирования внутрихозяйственных земельных отношений, дифференциации платы за землю, ее цены, дивидендов на земельные паи и др.
В-пятых, проекты землеустройства по своему характеру должны быть комплексными, так как в процессе землеустроительного проектирования затрагиваются вопросы не только организации рационального использования и охраны земли, но и вопросы совершенствования расселения, размещения, организации и технологии производства[1, стр. 39-45].
|