Специфика финансов здравоохранения заключается в том, что их нельзя полностью отнести ни к сфере государственных финансов, ни к сфере финансов организаций. К тому же особенностью системы финансирования здравоохранения является активное участие частного сектора. Участие государства и частного сектора экономики в системе финансирования отрасли обусловливает двойственность их целей. Для государства основной целью является развитие человеческого капитала, а для частного сектора – получение прибыли. В трудах зарубежных и отечественных ученых-экономистов представлен большой спектр трактовок понятия «система финансового обеспечения здравоохранения» и взглядов на ее составляющие. Одни авторы трактуют систему финансирования здравоохранения только с позиции формы распределения средств. Другие ученые употребляют данное понятие в более узком смысле – только как совокупность финансовых учреждений, относящихся к сфере здравоохранения. Третья группа авторов не учитывает особенности функционирования финансов здравоохранения, касающиеся различных источников финансирования отрасли. Нет четкой трактовки данного понятия и в законодательстве. В связи с этим мы выделили несколько принципиальных положений, которые необходимо учитывать при раскрытии сущности и содержания системы финансового обеспечения здравоохранения[1]:
1) предназначение и цель формирования системы (повышение качественных параметров человеческого потенциала и обеспечение населения доступной и своевременной медицинской и лекарственной помощью);
2) природа системы как совокупность финансовых отношений, возникающих в сфере медицинского обслуживания населения;
3) источники системы финансового обеспечения здравоохранения: бюджетные (финансирование за счет государственных средств), страховые (формирование и использование фондов, источником которых являются обязательные страховые взносы работодателей) и внебюджетные (оплата медицинских услуг за счет средств населения и др.) фонды денежных средств;
4) субъекты системы финансирования здравоохранения: государство, медицинские организации, население, специализированные страховые фонды, страховые компании, государственные органы управления здравоохранением и т.д.
Исходя из названных положений можно дать следующее определение: система финансового обеспечения здравоохранения – это совокупность экономических отношений субъектов здравоохранения, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств (страховых, бюджетных и внебюджетных) в условиях перехода к преимущественно одноканальному финансированию в целях сохранения и укрепления здоровья населения.
В отличие от других подходов к определению сущности системы финансового обеспечения здравоохранения, предложенная трактовка и выявленные составляющие данной системы позволяют рассматривать ее на одном или сразу нескольких уровнях бюджетной системы, учитывать происхождение средств (страховые, бюджетные, внебюджетные фонды), законодательство в сфере финансового обеспечения здравоохранения.
На наш взгляд, система финансирования здравоохранения должна включать следующие компоненты (рис. 1)[2]:
- организационный;
- нормативно-правовой;
- экономический.
МОДЕЛИ
ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
|
ИСТОЧНИКИ (ЗВЕНЬЯ)
ФИНАНСИРОВАНИЯ
|
ФИНАНСОВЫЕ МЕТОДЫ
И РЫЧАГИ
|
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
|
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
СИСТЕМЫ
|
ФИНАНСОВО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ
СРЕДА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
|
НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО
ПРАВА, КАСАЮЩИЕСЯ
ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТРАСЛИ
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
|
НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО
УРОВНЕЙ
|
СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
КОМПОНЕНТ
|
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ
КОМПОНЕНТ
|
ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
|
Рисунок 1 – Составляющие системы финансового обеспечения
здравоохранения
Организационный компонент представляет собой общую схему взаимодействия субъектов системы финансового обеспечения здравоохранения. Этот компонент включает цели, задачи, принципы построения системы финансирования здравоохранения, а также финансовый аппарат, занимающийся управлением финансовыми ресурсами и контролем за их рациональным и целевым использованием.
Нормативно-правовой компонент учитывает законодательство в сфере финансового обеспечения здравоохранения, что позволяет включить в его состав нормы международного права и законодательную базу федерального, регионального и местного (муниципального) уровней власти.
Многообразие экономических отношений, возникающих в здравоохранении, обусловливает выделение экономического компонента в составе системы финансового обеспечения отрасли. Он включает модели и источники финансового обеспечения здравоохранения, а также различные финансовые методы и рычаги, посредством которых организуются финансовые отношения данной сферы.
|