Пятница, 10.01.2025, 06:13
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Факторы развития предпринимательской деятельности

Происходившие до 1999 г. изменения в экономике России связаны с падением физических объемов производства во всех, без исключения, отраслях сферы материального производства и при этом темпами, значительно превышающими ожидаемый спад производства в ходе трансформирования экономики. В результате этого структура отечественной экономики изменилась. Такую реструктуризацию экономики следует назвать пассивной. Как и всякий неуправляемый процесс, падение производства и пассивная реструктуризация экономики по сравнению с 1990 г. деформировали национальное хозяйство России, превратив его в основном в топливно-энергетическую и сырьевую составляющую часть мировой экономической системы.

Отечественные товарные рынки стали объемными рынками, доступными для зарубежных потребительских товаров: автомобили, видео-, аудио– и компьютерная техника, меха, кожа, мебель, одежда, обувь, текстиль, продовольствие, – все это поступало на российский рынок почти без фискальных таможенных ограничений.

Проблема развития и повышения эффективности отечественного предпринимательства состоит в создании необходимых условий для прорыва в качественно новую ситуацию воспроизводства, способную переломить сложившуюся конъюнктуру, в первую очередь на внутренних рынках.

Современная ситуация в отечественной экономике характеризуется следующими особенностями:

1. Обозначилась тенденция прекращения спада в обрабатывающих отраслях и наметилась тенденция подъема промышленного производства с крайне низких уровней падения физических объемов производства в 1998–1999 гг.

2. Не остановился переток капиталов из производственной сферы в сферу обращения. Последняя продолжает оставаться сверхприбыльной, с высокой скоростью обращения денег, наименее прозрачной для налоговых органов. В то же время производственная сфера остается низкорентабельной, с небольшой скоростью обращения денег, с неблагоприятной конъюнктурой рынков для отечественного товаропроизводителя.

3. Рыночный механизм сопряжения отраслей экономики со сферами производства и обращения все еще не работает в достаточной степени для их развития. В результате происходит экономическая эксплуатация производителей товаров и услуг через цены, налоги и льготы со стороны сферы обращения и торговли.

Систематизация факторов, обусловливающих развитие предпринимательской деятельности, может быть представлена в виде таблицы (табл. 1)[2, стр. 111-113].

Таблица 1

Группировка факторов развития отечественного предпринимательства

Группа факторов

Факторы внутри группы

1. Создание благоприятных макроэкономических условий

Совершенствование налоговой системы

Развитие альтернатив (неналоговых) источников формирования бюджета

Проведение политики замещения импорта

Преодоление внутреннего платежного кризиса

2. Управление развитием предпринимательской деятельности

Активация инвестиционных процессов

Стимулирование научно – технического процесса и инновационной деятельности

Индикативное планирование социально – экономического развития

Управление государственной собственностью

3. Реструктурирование видов предпринимательской деятельности

Снижение транзакционных и административно – управленческих издержек

Экономия оборотных средств

Реконструкция и модернизация производственного аппарата

4. Развитие механизмов конкуренции и институтов рынков

Усиление антимонопольного регулирования

Активация института банкротства

Синхронизация налоговой и таможенной политики

Развитие и интеграция внутренних товарных рынков

Поддержка малого и среднего предпринимательства

Поддержка отечественного товаропроизводителя

5. Изменение социальной ситуации

Повышение доходов населения

Совершенствование системы оплаты труда

 

Все отмеченные аспекты представляют угрозу активной реструктуризации промышленности, ее подъему. Решить эти масштабные экономические и политические проблемы без государственного регулирования не представляется возможным. Роль государства состоит в координации и арбитраже. Сам процесс регулирования должен осуществляться институтами рыночной инфраструктуры, которые в своей деятельности руководствуются законодательной базой государства и экономическими законами рыночных отношений между всеми хозяйствующими субъектами рынка, в первую очередь предпринимательскими структурами.

Государство в лице правительства и законодательного органа обеспечивает эффективную отраслевую политику и структурную инновационную деятельность на основе индикативного планирования, определяющего развитие отраслей на средне– и долгосрочную перспективу. При таком подходе подъем производства и активная реструктуризация экономики должны осуществляться предпринимательскими структурами самостоятельно. Они сами будут создавать необходимую для этого инфраструктуру регулирования рыночных отношений.

В группировку включены факторы, обеспечивающие поддержку отечественного товаропроизводителя, малого и среднего предпринимательства, повышения «прозрачности» финансовых, фондовых и товарных рынков, преодоления платежного кризиса, развития и интеграции внутренних товарных рынков, расширения спроса населения на основе повышения его доходов – все эти факторы могут и должны обеспечить развитие предпринимательской деятельности.

В России получили развитие различные формы рыночных институтов, которые могут восполнить образовавшуюся информационную «пустоту» между предпринимательскими структурами, заполнив ее необходимой для потребителей и производителей информацией. Формой организации информационного обеспечения могут стать специализированные маркетинговые центры, консалтинговые центры, бизнес-инкубаторы. В отличие от информационных центров они могут быть наделены правом осуществления посреднической, лизинговой, консалтинговой и иной обеспечивающей хозяйственные процессы деятельности. Такая деятельность создает этим организациям высокий авторитет в отраслях и регионах среди предпринимателей, особенно в сфере малого бизнеса, и способствует обеспечению предприятий-производителей необходимыми рынками продаж продукции и услуг[6, стр. 154-158].

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (27.10.2018)
Просмотров: 519 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск