Происходившие до 1999 г. изменения в экономике России связаны с падением физических объемов производства во всех, без исключения, отраслях сферы материального производства и при этом темпами, значительно превышающими ожидаемый спад производства в ходе трансформирования экономики. В результате этого структура отечественной экономики изменилась. Такую реструктуризацию экономики следует назвать пассивной. Как и всякий неуправляемый процесс, падение производства и пассивная реструктуризация экономики по сравнению с 1990 г. деформировали национальное хозяйство России, превратив его в основном в топливно-энергетическую и сырьевую составляющую часть мировой экономической системы.
Отечественные товарные рынки стали объемными рынками, доступными для зарубежных потребительских товаров: автомобили, видео-, аудио– и компьютерная техника, меха, кожа, мебель, одежда, обувь, текстиль, продовольствие, – все это поступало на российский рынок почти без фискальных таможенных ограничений.
Проблема развития и повышения эффективности отечественного предпринимательства состоит в создании необходимых условий для прорыва в качественно новую ситуацию воспроизводства, способную переломить сложившуюся конъюнктуру, в первую очередь на внутренних рынках.
Современная ситуация в отечественной экономике характеризуется следующими особенностями:
1. Обозначилась тенденция прекращения спада в обрабатывающих отраслях и наметилась тенденция подъема промышленного производства с крайне низких уровней падения физических объемов производства в 1998–1999 гг.
2. Не остановился переток капиталов из производственной сферы в сферу обращения. Последняя продолжает оставаться сверхприбыльной, с высокой скоростью обращения денег, наименее прозрачной для налоговых органов. В то же время производственная сфера остается низкорентабельной, с небольшой скоростью обращения денег, с неблагоприятной конъюнктурой рынков для отечественного товаропроизводителя.
3. Рыночный механизм сопряжения отраслей экономики со сферами производства и обращения все еще не работает в достаточной степени для их развития. В результате происходит экономическая эксплуатация производителей товаров и услуг через цены, налоги и льготы со стороны сферы обращения и торговли.
Систематизация факторов, обусловливающих развитие предпринимательской деятельности, может быть представлена в виде таблицы (табл. 1)[2, стр. 111-113].
Таблица 1
Группировка факторов развития отечественного предпринимательства
Группа факторов
|
Факторы внутри группы
|
1. Создание благоприятных макроэкономических условий
|
Совершенствование налоговой системы
Развитие альтернатив (неналоговых) источников формирования бюджета
Проведение политики замещения импорта
Преодоление внутреннего платежного кризиса
|
2. Управление развитием предпринимательской деятельности
|
Активация инвестиционных процессов
Стимулирование научно – технического процесса и инновационной деятельности
Индикативное планирование социально – экономического развития
Управление государственной собственностью
|
3. Реструктурирование видов предпринимательской деятельности
|
Снижение транзакционных и административно – управленческих издержек
Экономия оборотных средств
Реконструкция и модернизация производственного аппарата
|
4. Развитие механизмов конкуренции и институтов рынков
|
Усиление антимонопольного регулирования
Активация института банкротства
Синхронизация налоговой и таможенной политики
Развитие и интеграция внутренних товарных рынков
Поддержка малого и среднего предпринимательства
Поддержка отечественного товаропроизводителя
|
5. Изменение социальной ситуации
|
Повышение доходов населения
Совершенствование системы оплаты труда
|
Все отмеченные аспекты представляют угрозу активной реструктуризации промышленности, ее подъему. Решить эти масштабные экономические и политические проблемы без государственного регулирования не представляется возможным. Роль государства состоит в координации и арбитраже. Сам процесс регулирования должен осуществляться институтами рыночной инфраструктуры, которые в своей деятельности руководствуются законодательной базой государства и экономическими законами рыночных отношений между всеми хозяйствующими субъектами рынка, в первую очередь предпринимательскими структурами.
Государство в лице правительства и законодательного органа обеспечивает эффективную отраслевую политику и структурную инновационную деятельность на основе индикативного планирования, определяющего развитие отраслей на средне– и долгосрочную перспективу. При таком подходе подъем производства и активная реструктуризация экономики должны осуществляться предпринимательскими структурами самостоятельно. Они сами будут создавать необходимую для этого инфраструктуру регулирования рыночных отношений.
В группировку включены факторы, обеспечивающие поддержку отечественного товаропроизводителя, малого и среднего предпринимательства, повышения «прозрачности» финансовых, фондовых и товарных рынков, преодоления платежного кризиса, развития и интеграции внутренних товарных рынков, расширения спроса населения на основе повышения его доходов – все эти факторы могут и должны обеспечить развитие предпринимательской деятельности.
В России получили развитие различные формы рыночных институтов, которые могут восполнить образовавшуюся информационную «пустоту» между предпринимательскими структурами, заполнив ее необходимой для потребителей и производителей информацией. Формой организации информационного обеспечения могут стать специализированные маркетинговые центры, консалтинговые центры, бизнес-инкубаторы. В отличие от информационных центров они могут быть наделены правом осуществления посреднической, лизинговой, консалтинговой и иной обеспечивающей хозяйственные процессы деятельности. Такая деятельность создает этим организациям высокий авторитет в отраслях и регионах среди предпринимателей, особенно в сфере малого бизнеса, и способствует обеспечению предприятий-производителей необходимыми рынками продаж продукции и услуг[6, стр. 154-158].
|