Финансовое состояние регионов весьма различно по своим характеристикам. Регулярно проводимый мониторинг исполнения бюджетов субъектов РФ показывает, что и по темпам роста собственных доходов, по действующим и принимаемым расходным обязательствам, получаемой из федерального бюджета финансовой помощи и другим показателям регионы делятся на несколько групп. Невозможно четко разделить субъекты по признаку финансовой устойчивости региональной финансово-бюджетной системы. Но можно попытаться составить качественную характеристику потенциальной устойчивости бюджетов субъектов РФ в условиях, когда в результате изменения социально-экономической ситуации возможно изменение собираемости бюджетообразующих налогов – налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц.
Как показывает анализ, субъекты РФ, принимая бюджеты на очередной финансовый год, в большинстве случаев планируют дефицит. Это вызвано желанием исполнить действующие расходные обязательства и принять новые, не обеспеченные доходными источниками. Источником покрытия планового дефицита бюджета в основном служат привлеченные средства в виде бюджетных кредитов и кредитов коммерческих банков, используется и такой инструмент, как эмиссии региональных и муниципальных ценных бумаг. Значительная доля дефицитов бюджетов субъектов РФ покрывается остатками средств на счетах Федерального казначейства на 1 января бюджетного года.
Устойчивость бюджета в современных условиях имеет огромное значение. Нужно правильно оценить финансово-экономическое (в том числе бюджетное) положение конкретных территориальных образований и на этой основе выстроить обоснованную бюджетную политику. Анализ устойчивости бюджета позволяет инвесторам реально оценить риск вложения капитала в те или иные территориальные образования.
Думается, что запас прочности консолидированных бюджетов субъектов РФ, созданный несколькими годами стабильного роста налоговой базы, достаточен. Но для финансирования действующих обязательств с учетом бюджетирования, ориентированного на результат, нужна уверенность в стабильном исполнении доходной части бюджета. При правильной оценке доходов и расходов трехлетних бюджетов, которые в настоящее время утверждаются законодательными и представительными органами власти на 2017–2022 гг., и наличии резервов, созданных для кассового разрыва при исполнении бюджетов, можно рассчитывать на социальную и экономическую стабильность в регионах.
|