Понедельник, 29.04.2024, 08:21
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование и распределение средств целевого финансирования по программам развития импортозамещения, как основа соц.эк. развития регионов

Введение

Изменение экономической основы государственного устройства, формировавшегося с начала 90-х годов, сегодня как никогда стало причиной усиления внимания на развитие кластерной составляющей нашей страны в целом. По сути, кластерами являются регионы, в которых сосредоточены определенные технические, сырьевые и научные базы, самостоятельные производственные направления.

Целью данной статьи является оценка эффективных способов и направлений финансирования субъектов экономической деятельности по программам развития импортозамещения.

Для того что бы сформировать эффективную экономическую политику государства в целом, необходимо определить все возможности составляющих в этой политике регионов. Каждый регион нашей страны играет определенную роль в общей системе формирования экономической модели. Регионы с развитой сырьевой базой (нефть, газ, уголь) являются основными источниками доходов бюджета страны. Регионы, в которых развита производственная база, являются не только источниками доходов бюджета, точкой развития территории, расширения и формирования инфраструктуры. Поэтому для таких регионов необходимы особые экономические условия организации бизнеса, системы налогообложения развития научного потенциала, а так же формирования уровня государственной поддержки.

Введенные западными странами экономические санкции против России еще более осложнили внешние условия для экономического роста российской экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Санкции нацелены на ограничение внешних источников экономического роста, как за счет снижения экспортных доходов, так и доступа к мировым финансовым рынкам для системообразующих российских банков, оборонных и энергодобывающих компаний. В результате произошло существенное ограничение валютных поступлений в страну, ослабление рубля и раскрутка инфляционной спирали, что в свою очередь, вызовет падение популярности действующей власти. Именно поэтому главный удар наносится по экспортно ориентированному нефтяному, и финансовому секторам, которые являются основными источниками валютных поступлений в страну. Вместе с тем санкции формируют общий неблагоприятный фон и для инвестиций в другие сектора российской экономики, что будет сдерживать возможности ее модернизации, а также приведет к падению темпов экономического роста и конкурентоспособности.

При формировании новой экономической модели в современных условиях, когда необходимо снизить зависимость от реализации сырья и перейти к организации производства, государство будет искать именно такие точки производственного потенциала, где возможно в полной мере и эффективно организовать систему импортозамещения. В свою очередь, разработка программ импортозамещения в регионах основана в том числе на выделение бюджетных средств для развития тех или иных перспективных и конкурентоспособных производств. Высокий уровень государственной поддержки отдельных субъектов экономической деятельности, в дальнейшем будет способствовать и улучшению социально – экономических показателей развития региона в целом.

Но проблемы направления финансирования, связанные с эффективным использованием данных средств, а так же с эффективной экономической отдачей и реальной возможностью вовлечения этих средств в производства, являются очень актуальными не только сегодня, но и всегда. Ведь финансировать необходимо те направления по которым в будущем должна быть получена отдача. поэтому необходимо разработать основные этапы финансирования, определить получателей средств финансирования, разработать комплекс мероприятий по поддержке получателей средств, мониторингу и контролю их деятельности. 

 

Таким образом, на первом этапе необходимо провести оценку доходной части бюджета отдельных регионов, определить наибольший удельный вес тех или иных источников доходов, определить отрасли которые нужно развивать с помощью финансирования.

На следующем этапе необходимо оценить проблемы и перспективы градообразующих отраслей, отдельных их субъектов. Но особое внимание следует обратить не на крупный бизнес и развитые предприятия, а на окружающую их инфраструктуру.

Так, например, в Кузбассе, где основными градообразующими предприятиями являются крупные металлургические холдинги, угольные и химические компании, необходимо прежде всего финансировать инфраструктуру этих предприятий, т.е. ряд компаний обеспечивающих функционирование отрасли в целом. Что позволит избавиться от зависимости иностранных компании и поставщиков на деятельность региональных градообразующих предприятий. Именно малый бизнес должен стать основой импортозамещения и развития отечественного производства. Если взять, к примеру, соседний регион, Новосибирскую область, где основными отраслями экономики являются отрасль торговли и АПК, то здесь необходимо большее внимание уделять проблемам развития малых форм торговли, которые практически за последние десятилетие были «выдавлены» крупными торговыми холдингами, преимущественно иностранными.

На этапе определения направлений финансирования деятельности отдельных субъектов экономики, уже региональные власти должны на местах определить направления развития субъектов производственной и иной деятельности. Изучить показатели и планы деятельности отдельных предприятия, имеющиеся инновационные технологии, определить конкурентные преимущества производимой ими продукции или услуг. Именно на этом этапе планируется организовать распределение бюджетных средств целевого финансирования.

На следующем этапе необходимо определить формы и методы контроля за расходованием средств, а так же проводить постоянный мониторинг производственного процесса и финансово – хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств целевого финансирования.

Таким образом, ключевым моментом данной схемы является производство тех продуктов и услуг, которые необходимы для снижения зависимости от иностранных поставщиков. Именно новые продукты и услуги произведенные отечественными предприятиями, входящими в инфраструктуру крупных производственных компаний и станут в будущем эффективной системой импортозамещения.

Контроль со стороны органов местной Администрации необходим не только в финансовой сфере в виде контроля за целевым использованием выделенных средств, но и в сфере самого производства и производственного процесса. Изучение технологий используемых в производстве со стороны внешних регуляторов позволит выявить реальные возможности конкурентоспособности производимой продукции. Понять дальнейшие направления развития и финансирования отрасли.

В тоже время мониторинг деятельности получателей средств целевого финансирования должен быть организован без каких либо бюрократических проволочек.

Руководству регионов необходимо разработать план проверок, сформулировать идентичный набор показателей оценки эффективности реализации программ и целесообразности получения средств. К таким показателям могут относиться следующие:

- доля средств целевого финансирования, направленная на реализацию программ по созданию «новой» продукции;

- показатели выполнения планов производственной программы в динамике;

- доля расходов на НИОКР;

- смета затрат на производство продукции;

- количество вновь или дополнительно созданных рабочих мест;

- количество заказов от крупных предприятий;

- качество производимой продукции.

Исследование данных показателей необходимо для четкого и эффективного контроля, а так же для систематизации данных о выполнении программ импортозамещения.

 

Заключение

Развитие малых форм хозяйствования  и обеспечение необходимыми товарами и услугами производственных предприятий, собственной продукцией позволит не только избавиться от зависимости иностранных производителей, но так же будет и способствовать развитию производственного потенциала регионов, его социально – экономической составляющей.

 

 

Библиографический список

1.    Байков Н. Организация и эффективность управления производством / Н. Байков, Ф. Русинов. - М., 2012. - 190 с.

2.    Завалько Н.А. Региональная экономика, как фактор определяющий темпы экономического роста страны // Вестник академии. - 2014. - № 3.

3.    Рагулина Ю.В. О конкурентоспособности отечественной экономики / Ю.В. Рагулина // Научное обозрение. - 2011. - № 5. - С. 486-491.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (26.11.2016)
Просмотров: 817 | Теги: средства целевого финансирования, региональный потенциал., импортозамещение, развитие регионов, малый бизнес в регионах | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск