Среда, 08.01.2025, 16:54
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Функции и цели предприятия в условиях рынка

Во многих учебниках и учебных пособиях указывается, что основной целью предприятия в условиях рынка является полу­чение прибыли. На наш взгляд, это утверждение верно, но вряд ли достаточно полно. Не менее важной целью любого пред­приятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получе­ние прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто.

Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определен­ных принципов и выполнять необходимые функции.

Видный немецкий экономист Г. Шмален выделяет следу­ющие «краеугольные камни» управления предприятием: эко­номичность, финансовая устойчивость, прибыль.

Принцип экономичности требует, чтобы достигался [6]:

• определенный результат при наименьших затратах — принцип минимизации;

• при заданном объеме затрат наибольший результат — принцип максимизации.

Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой ра­зумеющееся требование — не тратить даром производствен­ные факторы (ресурсы), т.е. работать «экономично».

Принцип финансовой устойчивости означает такую дея­тельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собствен­ными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшее целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение воз­можно большей прибыли или возможно высокой рентабель­ности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рен­табельность.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

1) выпускать высококачественную продукцию, системати­чески ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предпри­ятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

4) систематически внедрять все новое и передовое в произ­водство, в организацию труда и управление;

5) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненно­го уровня, создании благоприятного социально-психологичес­кого климата в трудовом коллективе;

6) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;

7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.

Выработка успешной стратегии начинается с определения «миссии» фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль.

В современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на этом этапе являются реализация продук­ции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике, обратят больше внимания на использование таких прогрессивных об­щественных форм организации производства, как концент­рация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.

Производственное предприятие (фирма) – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовлять нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения.

К производственным предприятиям относятся заводы, фабрики, комбинаты, шахты, базы и другие хозяйственные организации производственного назначения.

Целью деятельности любого коммерческого предприятия является извлечение прибыли, т.е. возмещение затрат и получение дополнительного дохода за счет реализации потребителям производимой продукции.

К основным функциям предприятия можно отнести следующие[4, с. 92]:

  • изготовление продукции для производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия и спросом на рынке;
  • продажа и поставка продукции потребителю;
  • послепродажное обслуживание продукции;
  • материально-техническое обеспечение производственного процесса на предприятии;
  • управление и организацию труда персонала на предприятии;
  • повышение качества продукции;
  • снижение удельных издержек и рост объема производства на предприятии;
  • уплата налогов, внесение обязательных и добровольных взносов и осуществление платежей в бюджет;
  • соблюдение действующих стандартов, нормативов.
  • предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от размера предприятия, отраслевой принадлежности, формы собственности, степени специализации и кооперирования, наличия коммерческой и социальной инфраструктуры.

Производственное предприятие имеет внешнюю и внутреннюю среду.

  • среда предприятия – это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работы, услуги).
    Основу предприятия составляют люди, которые характеризуются определенным профессиональным составом, квалификацией. Это руководители, специалисты, рабочие. От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия.

Для организации производственного процесса необходимы также средства производства: основные средства, с помощью которых изготовляется продукция, и оборотные средства, из которых создается эта продукция.
Для расчетов за поставки необходимых материалов, оборудования, энергоресурсов, для выплаты заработной платы работникам и осуществления прочих платежей предприятию необходимы деньги, которые накапливаются на его расчетном счете в банке и частично в кассе предприятия. При отсутствии достаточной суммы собственных денег предприятие прибегает к кредитам.
Важное значение для работы предприятия имеет информация: коммерческая, техническая, оперативная. Коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию и в каком количестве необходимо изготовить; по какой цене и кому ее реализовать; какие расходы потребуются для ее производства.

Техническая информация дает исчерпывающую характеристику продукции, описывает технологию ее изготовления, устанавливает, из каких частей и материалов нужно производить каждое изделие, при помощи каких машин, оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательности должна вестись работа. На основе оперативной информации выдаются задания персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляются контроль, учет и регулирование хода производственного процесса, а также корректировка управленческих и коммерческих операций.

Внешняя среда предприятия непосредственно определяет эффективность и целесообразность его работы (это потребители продукции, поставщики, конкуренты, государственные органы, население).
Население, в интересах и при участии которого создается предприятие, - главный фактор внешней среды. Население является главным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы.

К числу поставщиков предприятия относятся организации и предприятия, поставляющие производственные компоненты; банки, поставляющие денежные ресурсы; научные и проектные организации, поставляющие научно-техническую информацию и проектную документацию.

Контроль исполнения законодательства осуществляю государственные органы.

Во внешней среде также активно действуют конкуренты, готовые в любое время полностью или частично занять место предприятия на рынке.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (27.10.2018)
Просмотров: 510 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск