Четверг, 28.03.2024, 13:42
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Функции рынка

Регулирующая функция

 

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики [2].

Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой еще писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

Данная функция наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами. Рынок устанавливает основные пропорции в хозяйстве на микро и макро уровнях [8, с. 285-286].

Примером проявления данной функции в современных условиях является закрытие, рядя компаний Дженерал Моторс в Австралии, в декабре 2013 года, что было вызвано увеличением себестоимости производства автомобилей марки Форд.

 

 Информационная функция

 

Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в «гигантский компьютер», собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.

Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка [4, с. 59].

Так, например, в г. Кемерово нет магазинов IKEA, что связано с недостаточным объемом на рынке, по мнению руководства компании, потенциальных покупателей. Данная информация формируется на основе исследований рынка. Другой пример, это пример рынка образовательных услуг, так, на территории Кемеровской области, в связи со спецификой и отраслевой принадлежностью региона, сформированы шахтостроительные факультеты в КузГТУ, а в Алтайском крае рынок образовательных услуг более развит в аграрном направлении, т.е. более востребован АГАУ (Алтайский государственный аграрный университет).

 

 Стимулирующая функция

 

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» (О.Шик), а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

Посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов [4, с. 60].

Примером проявления данной функции в современных условиях является производство телевизоров с функцией Smart TV, производство которых было начато в 2012 году, что было обусловлено развитием интернета в мире, и необходимостью разработки возможностей выхода в интернет через телевизор.

 

 Посредническая функция

 

Посредническая функция обеспечивает взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец — наиболее подходящего покупателя.

Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя [7, с. 208].

Так, например, компания Exist, занимающаяся интернет продажей автомобильных запчастей, филиал в Кемерово, которой находится по адресу ул. Дзержинского 29Б, работает со множеством поставщиков из различных стран мира, и в последнее время отдает предпочтение продавцам из Китая, что связано с улучшением качества продукции и наиболее низкими ценами, в свою очередь компания Exist, предпочитает реализовывать товары в г. Кемерово предпочтительно оптовым покупателям, что связано с объемами продаж, и желанием получить прибыль предприятием за счет увеличения ни цены а объема товарооборота.

 

 

 Ценообразующая функция

 

Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы.

Данная функция реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

Так, например на ООО «Бизон» г.Кемерово, при формировании цен на услуги по плановому ремонту автотранспортных средств, в ее систему входят [9]:

- материальные затраты (запасные части, расходные материалы с наценкой);

- тариф на определенные операции, руб.\ ед.

В компании ВК – сервис, система ценообразования основана в основном на % получения прибыли, так те цена тех же самых услуг формируется исходя из 25% учета прибыли.

 

Санирующая функция

 

Рынок способствует выявлению экономически слабых хозяйствующих субъектов. Неконкурентоспособные фирмы и предприятия прекращают своё существование, не выдерживая конкурентной борьбы. Перспективные же предприятия с эффективным производством, напротив всячески поощряются рынком.

Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются [3, с. 163-164].

Примером проявления данной функции является развитие систем магазинов DNS и Компьютерные системы, которые начиная с 2006 года вытеснили почти все малые магазины по продаже компьютерной техники на рынке Кузбасса и других регионов России.

 Контролирующая функция

 

Контролирующая функция выражается в выполнении рынком роли главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Так, например, РО ФСФР России в рамках полномочий, определенных действующим законодательством, контролирует соблюдение эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, акционерными инвестиционными фондами, управляющими компаниями, специализированными депозитариями, агентами по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев и регистраторами акционерных инвестиционных фондов, лицами, осуществляющими ведение реестров владельцев инвестиционных паев, требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг; а также контролирует исполнение профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организациями, осуществляющими управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организацию и осуществление внутреннего контроля. Практическое осуществление контрольных и надзорных функций РО ФСФР России возложено на Отдел организации и проведения надзорных мероприятий на финансовых рынках, который реализует их в тесном взаимодействии с другими структурными подразделениями РО ФСФР России [10]

Основные подходы экономической теории достаточно односторонне
выделяли функции рынка в индустриальной экономике. Одним из вариантов объединения этих разнородных взглядов, предложенным в работе, является построение теории рыночных процессов, выводящей генетически их функции из общего основания – разделения труда. Это, в свою очередь, требует уже самостоятельного исследования разделения труда и построения его общей теории. К сожалению, значимость этого явления для экономической теории
слабо осознается и его общая теория, по словам лауреата Нобелевской премии
Д.Стиглера, несмотря на бесчисленные ссылки на взгляды родоначальника теоретизирования по поводу разделения труда – А.Смита, до сих пор не была создана. [1]

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (30.10.2018)
Просмотров: 474 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск