Целью регулирования миграционных процессов в Российской Федерации является обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества.
Согласно официальной миграционной политике регулирование миграционных процессов в Российской Федерации основывается на следующих принципах [33, с. 27-28]:
• взаимодействие законодательных (представительных) органов и органов исполнительной власти с общественными организациями;
• дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий иммигрантов;
• защита геополитических интересов Российской Федерации;
• защита российского рынка труда, протекционизм в отношении граждан Российской Федерации;
• исполнение законодательства Российской Федерации в области миграции и их единообразного применения на всей территории страны;
• обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения, мигрантов, в том числе лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации;
• обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;
• приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права в области защиты прав и свобод человека и гражданина;
• приоритетное оказание государственной помощи наиболее нуждающимся категориям вынужденных мигрантов, стимулирование добровольного переселения и создания условий для самообеспечения мигрантов;
• соблюдение и защита прав мигрантов, недопустимость их дискриминации по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
• защита интересов как индивидуума, так государства.
В последние годы приняты Федеральные законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» и ряд других нормативных актов. В целом они придали российской миграционной политике больше ясности и целенаправленности. Однако некоторые аспекты перспективной миграционной политики по-прежнему требуют обсуждения и определенных корректировок.
В действующей «Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» (2003 г.) справедливо указывается, что «целями регулирования миграционных процессов являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах…». В Концепции упомянут «дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов» [31, с. 3-6].
В последние годы внесены изменения в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», также с 15 января 2006 г. действует ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».
На данный момент в Российской Федерации предусмотрено квотирование числа трудовых иммигрантов из стран, с которыми у нее существуют визовые отношения. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 982 «Об утверждении на 2008 г. квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу» в целом по РФ утвержден норматив в 1 828 тыс. квот, в том числе по Москве — 300 тыс. квот.
Механизм квотирования разрешений на работу требует дальнейшего совершенствования, в том числе повышения гибкости. В настоящее время существует длительная процедура согласования объема квот между предприятиями, службами занятости и миграционными службами субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти. Пока заявки по квотам проходят по данной цепочке, экономическая ситуация меняется. На одних предприятиях отпадает надобность в иностранных работниках, на других, напротив, появляется.
Неэффективность современной системы квотирования признана официально, и в недавно опубликованных нововведениях миграционной политики данному вопросу было уделено внимание.
Уже не первый раз на различных уровнях государственной системы поднимается вопрос о необходимости реформирования миграционной политики в соответствии с требованиями нового времени и ситуации с иммигрантами в стране. И наконец, в 2013 г. была принята новая концепция миграционной политики, разработанная Федеральной Миграционной Службой (ФМС).
В числе нововведений были упомянуты следующие направления развития :
• Балльная система. Правительство предполагает разделить всех мигрантов на две категории: в первую войдут высококвалифицированные мигранты с высшим образованием, во вторую — чернорабочие. Чтобы определить, к какой группе отнести того или иного мигранта, требуется посмотреть, сколько у него баллов по системе оценки его квалификации и социальных навыков. Введение балльной системы оценки труда гастарбайтеров — это фундамент новой миграционной политики, однако детали подобного нововведения пока находятся в разработке.
• Быстрый арест. С мая этого года вступили в силу поправки в Административный кодекс, позволяющие сотрудникам правоохранительных органов задерживать мигрантов, отказывающихся представлять документы. Если раньше мигранты просто прятали свои документы, отделываясь лишь задержанием на 48 часов, после чего полицейские были обязаны их отпустить, то теперь полиция вправе задерживать подозрительных мигрантов без документов на более долгий срок в зависимости от решения суда.
• Дактилоскопия. Начиная с мая 2013 г. все мигранты, имеющие право на безвизовый въезд в Россию, должны при пересечении границы проходить обязательную дактилоскопическую процедуру. По мнению миграционной службы, это единственный способ вести учет пребывания мигрантов и каким-либо образом отслеживать их перемещения и случаи нарушений Административного и Уголовного кодексов. Подобные меры давно уже действуют в США и странах ЕС.
• Жизнь по карточкам. Приоритетный пункт новой миграционной политики — внедрение в стране Единой информационной системы, обеспечивающей функционирование электронной идентификационной карты. Это пластиковая карта, объединяющая в себе паспорт, медицинский полис, страховое пенсионное свидетельство, проездное удостоверение и электронный кошелек. Такие карты будут выдавать гражданам РФ и некоторым категориям мигрантов, получившим вид на жительство в РФ, разделяя таким образом поток переселенцев на «полезных» и нелегальных.
• Переориентация мигрантов. Снизить «миграционную» нагрузку на Москву и крупные европейские города поможет план по повышению инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока и Байкальского региона: именно в эти места предполагается направить основной поток гастарбайтеров. С аналогичной программой выступает и правительство Австралии: всех мигрантов с нынешнего года австралийцы будут отправлять работать на фермы на пустынные острова Тихого океана.
• Пересмотр квот. На данный момент, для того чтобы получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, надо подать заявку как минимум за девять месяцев. Это достаточно хлопотно. Поэтому, по мнению ФМС, в этом случае стоит взять на вооружение аналогичный опыт западноевропейских стран: работодатели должны вывешивать свои вакансии в базе данных государственной службы занятости. Если в течение, например, двух-трех месяцев они оказываются не востребованными российскими гражданами, то работодатель должен получать право на привлечение иностранных работников.
• Реадмиссия. Процесс выдворения мигрантов из страны. Процесс этот непростой, потому что все это время требуется обеспечить мигрантов жильём и питанием. С этой целью вскоре будет построена сеть центров для содержания иностранных граждан, подлежащих реадмиссии. В Европе такие специальные центры действуют без особого, впрочем, успеха (например, Центр мигрантов на острове Лампедуза близ Сицилии был закрыт после бунта мигрантов, которых власти Италии так и не смогли отправить обратно в Ливию).
• Русификация. Новая миграционная политика включает в себя не только запреты и ограничения. В случае если мигрантам удалось осесть в России, то ФМС должна сделать все для «противодействия социальной дискриминации мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов». Для этого создается «пакет программ адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей к полноценной жизни в Российской Федерации». Главное — вызволить мигранта из его замкнутой среды, не дать ему стать опорой религиозного фундаментализма.
• Ужесточение Уголовного кодекса РФ. В этом году будут внесены соответствующие поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие уголовную ответственность за организацию незаконной миграции (статья 322 УК РФ), приравнивая ее к тяжким преступлениям. Отныне лица, поставляющие, например, таджиков на стройки, будут рассматриваться как лидеры организованных преступных групп. Абсолютно такая же мера принята в этом году и в США.
• Языковой экзамен. Все желающие работать в России должны сдать специальный экзамен на владение русским языком — соответствующие поправки вскоре появятся в законах «Об образовании», «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Интересно, что в Италии вводят экзамен на знание основ католицизма: как жалуется полиция, в последнее время под видом паломников в Рим (т. к. паломникам проще получить визу) стало прибывать слишком много арабских мигрантов [23, с. 228-229].
На современном этапе развития Россия, как и многие страны Евросоюза, испытывает значительные трудности, связанные с нехваткой трудовых ресурсов. Поэтому присутствие мигрантов является совершенно необходимым.
Основной поток иммигрантов направлен из стран постсоветского пространства. Большая часть приезжающих мигрантов оказывается занята в малопрестижных сферах. И так как претендующие на подобную работу люди, как правило, являются низкоквалифицированными рабочими, склонными к жизни в своих сообществах и не стремящимися адаптироваться в социум, это создаёт дополнительные трудности с интеграцией мигрантов.
Также по-прежнему остаётся острой проблема, связанная с нелегальной миграцией.
Поэтому признав, наконец, существование вышеуказанных проблем и необходимость корректировки миграционной политики, Федеральная Миграционная Служба РФ внесла соответствующие изменения в свою программу.
|