| Задачей природоохранного законодательства является регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы в целях сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей. Правовые основы охраны окружающей среды установлены Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (N 7-ФЗ от 10.01.2002 (ред. от 28.12.2013). Охрана окружающей среды от негативных воздействий человеческой деятельности и достижение порядка рационального природопользования обеспечивается путем установления в законодательстве правовых экологических требований к поведению субъектов права, применению правовых механизмов и процедур, при помощи которых такие требования реализуются, возложения прав и обязанностей на природопользователей, определения компетенции и функций органов государственной власти. Целью правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды и природопользования является сохранение природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровление и улучшение качества окружающей среды, укрепление законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей. Правовое регулирование экологических отношений осуществляется на основе принципов экологического права, которые изложены в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды»1. Этой статьей предусмотрено, что при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, государственные органы, предприятия, учреждения, организации и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими принципами: — приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; — научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; — рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; — соблюдением требований природоохранного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения; — гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач; — международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды. Объекты охраны окружающей среды. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;  государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания. Компетенция органов власти и управления. Основные направления государственной политики в области охраны окружающей природной среды, государственная экологическая программа, правовые основы регулирования отношений в области охраны природной среды определяются законодательными органами. Реализацию государственной экологической политики осуществляет Правительство РФ. Комплексное управление в области охраны окружающей природной среды в Российской Федерации, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны природной среды и использования природных ресурсов, координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в этой области возложены на государственный орган РФ по охране окружающей природной среды. К компетенции данного органа относятся: 
 государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, природных ресурсов, континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации, а также за соблюдением норм экологической безопасности;организация мониторинга окружающей природной среды;утверждение нормативов, правил, участие в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей природной среды от загрязнения и иных вредных воздействий;осуществление государственной экологической экспертизы;обеспечение экологической информацией населения;выдача разрешений на захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, использование природных ресурсов;ограничение или приостановление деятельности предприятий и иных объектов, если их эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранного законодательства, лицензий на использование природных ресурсов, с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранного законодательства.К ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды относятся:определение основных направлений охраны окружающей природной среды и утверждение территориальных экологических программ;учет и оценка природной среды, состояния природных ресурсов, учет экологически вредных объектов, ведение кадастровой документации;учет и оценка объемов образующихся отходов производства и отработанных продуктов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории региона;планирование охраны окружающей природной среды, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных программ;координация природоохранной деятельности органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций;координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, проведение экологической экспертизы проектов;государственный экологический контроль, принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства;запрещение строительства экологически вредных объектов;дача разрешений на право использования природной среды и ее ресурсов, на выброс и сброс вредных веществ, размещение, переработку, складирование и захоронение отходов;организация сброса и рекуперация (регенерация) производственных и бытовых отходов;организация особо охраняемых природных территорий;организация экологического воспитания, образования и просвещения; 
 обеспечение населения необходимой экологической информацией. Достижение целей охраны окружающей среды обеспечивается путем закрепления за гражданами фундаментальных конституционных прав в области охраны окружающей среды — права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Законом «Об охране окружающей природной среды» предусматриваются гарантии и правовые механизмы реализации фундаментных конституционных прав граждан в области охраны окружающей среды. В частности, в соответствии со ст. 11 право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду обеспечивается: — планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; — социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения; — предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среде; — возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф; — государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения. Достижение целей и задач охраны окружающей среды и регулирования природопользования обеспечивается организационными мерами, связанными с созданием и функционированием системы государственного экологического управления.  Под государственным экологическим управлением понимается организующая, исполнительно-распорядительная деятельность компетентных государственных органов по практическому осуществлению экологического законодательства и политики государства в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования. Для организации исполнения законодательства соответствующие государственные органы наделяются необходимой компетенцией и полномочиями по выполнению государственных функций. Функции государственного экологического управления или виды деятельности государственных органов в определенной степени присущи государственным органами исполнительной власти общей компетенции — Правительству РФ, правительствам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Так, в соответствии с законом «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации наделено правом: — обеспечивать проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; — принимать меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; — организовывать деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы российской Федерации; — координировать деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий. Одновременно в обеспечении реализации экологического законодательства задействованы специализированные органы экологического управления — министерства и ведомства, ответственные за систематическую организационноадминистративную работу в решении задач охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Выполнение возложенного на каждое из них мандата обеспечивается через функции выдачи разрешительных документов на природопользование, проведения экспертиз, в том числе экологической, учет и ведение кадастров природных объектов, разработки и утверждения экологических нормативов, планирования, инспекционного контроля и привлечения к ответственности нарушителей правовых экологических требований. На федеральном уровне система министерств и ведомств, обладающих полномочиями по организации исполнения экологического законодательства, включает: 1)  Министерство природных ресурсов РФ; 2) Министерство здравоохранения Российской Федерации, в составе которого действует департамент санитарно-эпидемиологического надзора; 3) Министерство сельского хозяйства, в структуре которого имеется департамент охотничьих ресурсов; 4) Министерство имущественных отношений РФ; 5) Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; 6) Государственный комитет РФ по рыболовству; 7) Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; 8) Федеральную службу земельного кадастра России; 9) Федеральную пограничную службу Российской Федерации; 10) Федеральную службу геодезии и картографии России; 11)Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор); 12) Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор). В соответствии с Положением «О Министерстве природных ресурсов РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г., данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В ведении Министерства природных ресурсов России находятся недра, водный и лесной фонды, полномочия по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель. Оно также является специально уполномоченным органом на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал. Министерство природных ресурсов России осуществляет возложенные на него полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы. В его ведении находятся предприятия, особо охраняемые природные территории, специализированные инспекции, лаборатории и станции мониторинга окружающей среды, научно-исследовательские учреждения и иные организации. Территориальными органами этого министерства являются комитеты по природным ресурсам в субъектах РФ, бассейновые управления, расположенные в бассейнах наиболее крупных рек, горные округа. Компетенция других органов государственного экологического управления ограничивается отдельными видами, либо областями государственной деятельности.  В России, 2013год был обозначен  как год «Охраны окружающей среды». 24 сентября 2013 г. Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы проведел Конференцию по отбору кандидатов от Москвы. Госгортехнадзор и Госатмонадзор выполняют преимущественно контрольные и частично регулирующие полномочия в области ведения горных работ и использования источников ионизирующего облучения соответственно. Минсельхоз России является специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель, обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания. Государственный комитет по рыболовству, Министерство природных ресурсов России и Федеральная пограничная служба каждый в рамках своей компетенции участвуют в регулировании рыболовства и пользования некоторыми видами животного мира. |