Суббота, 27.04.2024, 04:31
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Государство как субъект правоотношений

В правоотношении не может быть меньше двух субъектов. Соответственно, нелогично и изолированное исследование государства как субъекта правоотношения вне правовой связи с другими его субъектами.

При классификации субъектов одним из оснований является наличие либо отсутствие властных полномочий у субъекта. Не подлежит сомнению, что к властным субъектам относятся само государство, а также выступающие от имени государства или же от себя государственные органы и иные государственные образования. К невластным субъектам относятся физические лица. В отношении организаций не все так однозначно: с одной стороны, они ограничены рамками правовой сферы государства, устанавливающего для них строго предписанные нормы и правила, а с другой – сами организации обладают определенными властными полномочиями, поскольку они наделены возможностью создавать локальные нормативно-правовые акты и, соответственно, контролировать их исполнение. Однако следует сделать оговорку в том, что власть организации весьма отличается от власти государства [17, с. 85 - 86].

Деление субъектов на властных и невластных не имеет принципиального значения, поскольку фактически разделяются не субъекты правовых отношений между собой, а происходит деление их полномочий и способов функционирования: один и тот же субъект абстрактных правоотношений, например государство, участвуя в конкретных гражданско-правовых отношениях, не будет реализовывать властные полномочия в отношении контрагента, чего не скажешь про его участие в конкретных административно-правовых отношениях.

Характерная особенность государства как субъекта заключается также и в том, что все его отношения с другими субъектами являются исключительно правовыми.

Особенности участия государства в правовых отношениях связаны с делением последних на публичные и властные. При этом важно отметить, что государство выступает в публичных правоотношениях как целое. В отношении данного тезиса наиболее определенным представляется мнение А.А. Безуглова: «в публичном праве государство выступает в правоотношении как единый и неделимый субъект» [8, с. 58–66]. Государственные органы в правовых отношениях публичной сферы выполняют представительные функции.

Государство является участником разнообразных публичных правоотношений как за пределами собственной территории, так и в ее границах. В первом случае речь идет о международных публичных правоотношениях, во втором – о конституционных, административных и иных.

Аналогичного мнения придерживается Н.Н. Вопленко, проводя разграничение сфер, в которых государство принимает непосредственное участие [15, c. 182].

В международном публичном праве государство рассматривается в качестве постоянного субъекта. Будучи субъектом международных правоотношений, оно обладает определенными свойствами, к числу которых относятся:

1) известная обособленность;

2) персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица);

3) способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;

4) способность участвовать в принятии норм международного права [4, c. 97].

Государство обладает международной правосубъектностью в силу самого факта его существования. Международная правосубъектность его характеризуется способностью государства полномасштабно участвовать в международных отношениях, приобретать права, исполнять обязанности, нести ответственность. Оно юридически способно к самостоятельным международным действиям и к правовому волеизъявлению, именно поэтому его часто называют универсальным субъектом международного права.

Кроме того, оно выступает в качестве субъекта различных правоотношений в сфере международной экономики, что, в частности, выражает и точка зрения С.В. Бошно: «...государства заключают договоры по различным вопросам экономического сотрудничества, совместных экономических проектов и т.д.» [12, c. 229].

Объективно обусловленное нормами международного права положение государства на международной арене как суверенного организатора международных отношений составляет его международно-правовой статус. Дополнением к данному тезису является и мнение С.В. Бошно, согласно которому особенность статуса государства состоит в том, что оно выступает не только носителем прав и обязанностей и участником правоотношений, но также еще и творцом, создателем международно-правовых норм [12, c. 230].

Не менее важной гранью выражения феномена субъектности государства являются и внутренние публичные правоотношения. Возможность участия государства в конституционных правоотношениях подчеркивается многими учеными. В частности, М.В, Баглай указывает, что «...в общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти». В этом же ракурсе, рассматривая Российское государство в качестве субъекта конституционно-правовых отношений, М.В. Баглай отмечает, что «государство в целом как субъект конституционно-правовых отношений представляет собой систему всех органов государственной власти, которая реализует задачи и функции государства как важнейшей формы народовластия, политической организации всего российского народа» [6, с. 12].

В конституционных правоотношениях государство участвует при установлении конституционного строя, при построении основ гражданского общества, при определении правового статуса человека и непосредственном воплощении его прав и свобод, при организации и функционировании государственных органов. Государство устанавливает основные права и обязанности человека и гражданина по отношению к обществу, государству, отдельным субъектам права, и в то же время оно само себя обременяет обязанностями по отношению к другим субъектам, тем самым ограничивая сферу своего влияния.

Одной из наиболее крупных отраслей публичного права является административное право, регулирующее значительный объем правовых отношений между государством и иными субъектами.

Круг его вопросов охватывает организацию и деятельность системы органов исполнительной власти, создания эффективной государственной службы, обеспечения законности в области функционирования исполнительной власти [29, c. 75]. Исходя из этого административно-правовые отношения с участием государства в основном связаны с осуществлением управленческой деятельности, в которой само государство принимает непосредственное участие. Еще одним из видов общественных отношений, которые возникают в сфере деятельности государства, являются финансовые правоотношения. Участие государства в финансовых правоотношениях позволяет ему сформировать для собственного функционирования финансовую основу, без которой невозможно осуществление внутренних и внешних государственных функций.

В земельных правоотношениях государство принимает участие в целях организации рационального использования всех земель, в связи с чем, исходя из публичных интересов, разрешает вопросы ведения государственного земельного кадастра, осуществляет предоставление и изъятие земель, территориальное планирование и контроль за использованием и охраной земель и т.п. [24, c. 100].

Значительна роль государства в правоохранительной сфере, а именно: осуществление правосудия, охрана прав и свобод, организация обеспечения правопорядка соответствующими государственными органами от имени государства. Из сказанного следует, что государство, принимая участие в самых различных правовых отношениях при осуществлении публичной власти, обязано уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать действующие законы и в то же время защищатьсвой суверенитет, а также обеспечивать свою безопасность и целостность как в интересах всего общества, так и в интересах индивидов и их коллективных образований. Государство часто называют основным субъектом обеспечения национальной безопасности [22, c. 297-298].

Участие государства в правовых отношениях не ограничивается лишь публично-правовой сферой. Современные государства не могут оставаться в стороне от частноправовых отношений. Здесь они подчинены общим принципам гражданского права, поэтому отношения с иными участниками осуществляются на равных началах. Действующее гражданское законодательство Российской Федерации содержит прямое указание на возможность самостоятельного участия государства в частных правоотношениях. В статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации указано [2]: «Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования».

Очевидно, что законодатель, допуская самостоятельную правосубъектность государства, отводит ему особую роль. Особенности статуса государства, согласно положениям научных цивилистических источников, заключаются в том, что оно формулирует правила гражданского оборота; определяет содержание и пределы не только правосубъектности граждан и юридических лиц, но также и своей собственной; обладает правом принятия административных актов, из которых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны; и т.д. [10, c. 183-184].

Таким образом, государство принимает участие в многочисленных частных правоотношениях. В гражданском обороте оно выступает в качестве продавца и покупателя, заказчика, нанимателя, заемщика и т.д. Следует отметить, что круг частно-правовых отношений с участием государства весьма широк, поэтому анализ исследуемого феномена в данной сфере потребовал бы проведения отдельных научных исследований.

Одной из важнейших областей гражданско-правовых отношений с участием государства является сфера отношений собственности. Этот вопрос – объект многочисленных научных исследований отечественных ученых. Наиболее близким к теме данной публикации является мнение по этому поводу Култышева С.В.: «...одной из особенностей участия государства в отношениях, связанных осуществлением права собственности, является соединение государством в своем лице качества субъекта права собственности и субъекта политической власти, а это означает, что оно само определяет, каким содержанием будут наполнены его правомочия, в каком порядке, в каких правовых формах они будут осуществляться» [26, c. 20-21].

Конечно, предпочтительным является отсутствие непосредственного властного воздействия со стороны государства на своих контрагентов в конкретном частноправовом отношении, но это не означает, что опосредованное влияние полностью исключено. Государство может изменять право, регулирующее частные отношения, поскольку данная возможность, даже в частноправовых отношениях, является одной из принципиальных особенностей государства как субъекта правоотношения. Следовательно, с одной стороны, государство принимает участие в частном правоотношении и находится в состоянии равенства с другими его субъектами, а с другой – издает законы, которыми руководствуются все частноправовые субъекты, а также административные акты, из которых возникают (без учета воли сторон) гражданско-правовые отношения, а в ряде случаев может даже пользоваться иммунитетом. Здесь существует опасность чрезмерного влияния государства на право в целях расширения своей компетенции, и это – один из неблагоприятных факторов развития правового государства. Исходя из вышеизложенного стоит признать логичность суждения Н.В. Бутусовой в том, что «возникает необходимость уравнять государство в отношениях с субъектами частного права, не обладающими властными полномочиями»]. Достижение баланса частных и публичных интересов является предпосылкой формирования правового государства и гражданского общества, к чему стремится любое государство.

Подводя итог всему сказанному выше, следует еще раз отметить, что государство является активным участником общественных отношений в сфере как публично-правовых, так и частноправовых отношений. Деятельность государства также регламентируется правом, но при этом оно обладает значительными преимуществами (правом издавать и изменять законы, правом пользоваться государственным иммунитетом и т.д.). Поэтому в демократическом правовом государстве при наличии преимуществ по отношению к другим участникам общественных отношений необходимо обеспечение баланса частных и публичных отношений.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (04.11.2018)
Просмотров: 566 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск