В сфере гражданского и торгового права (в английском праве отсутствует деление на эти отрасли), многие институты и ныне регулируются в законодательном порядке актами, принятыми в конце XIX в. либо в XX в. Отношения собственности, прежде всего земельной, в настоящее время регулируют 5 законов, принятых в 1925 г. (законы о собственности, об управлении имуществом и др.). С принятием этих актов были устранены многие архаизмы английского права, сохранявшиеся со времен господства феодальных отношений, в частности, режим приобретения и передачи земельной собственности был в значительной мере упрощен и приближен к другим видам недвижимости (в дальнейшем законодательство еще более существенно расширило права арендаторов) [7, с. 224-225].
Преимущественную роль в регулировании договоров по-прежнему играют нормы прецедентного права, хотя относительно некоторых видов договоров и изданы соответствующие законодательные акты. Большое значение при заключении договоров придается установлению и соблюдению стандартных условий соответствующего вида договора, чтобы избежать произвольного включения в них различных оговорок в интересах одной из сторон.
Законодательство о компаниях, играющих важнейшую роль в экономике страны, представляет собой специфическую сферу английского права. На протяжении столетий это законодательство подвергалось неоднократным преобразованиям, особенно с середины XIX в., когда был принят Закон об акционерных компаниях 1844 г. и ряд других актов. Ныне центральное место в этой сфере занимает Закон о компаниях 1985 г., снабженный подзаголовком «Закон, предназначенный для консолидации большей части законов о компаниях».
Закон о векселях 1881 г. и Закон о потребительском кредите 1974 г., играют значительную роль в регулировании торговых и финансовых отношений разрешающий многие вопросы кредитования, продажи товаров в рассрочку и одновременно направленный на известную защиту прав потребителей.
В сфере семейных отношений ныне действуют отдельные акты, каждый из которых регулирует определенный круг вопросов. Это Закон о браке 1949 г., Закон о реформе семейного права 1969 г., внесший уточнения и дополнения в прежние законы о наследовании, о правах незаконнорожденных детей и др., Закон о признании брака недействительным 1971 г., Закон о разводе и раздельном проживании супругов 1971 г., Закон об имущественных отношениях супругов 1973 г., Закон о реформе семейного права 1987 г., уточнивший, в частности, обязанности родителей незаконнорожденных детей, и другие акты. Значительно расширились за последние десятилетия права замужних женщин, а также возможности расторжения брака не только при наличии чисто формальных оснований, но и в результате раздельного проживания супругов в течение определенного времени.
Наследование имущества возможно как по завещанию, так и по закону. Во многом сохраняет свое значение Закон о завещаниях 1857 г., придающий обязательную силу завещанию, составленному в письменной форме в присутствии двух свидетелей. В действующем законодательстве предусмотрена возможность обращения в суд с просьбой установить содержание из наследства, по завещанию и по закону, со стороны нетрудоспособных родственников, разведенного супруга и других лиц.
Преступные деяния в Англии преследовалось по нормам либо общего права, либо многочисленных статутов, устанавливавших ответственность за то же самое преступление (наказание за подлог было предусмотрено в 400 статутах). Система санкций отличалась чудовищной жестокостью. Свыше 200 статутов предусматривали в качестве единственной меры наказания смертную казнь, по большей части в ее квалифицированных видах (путем публичного сожжения, колесования, четвертования и т. п.).
К отмене наиболее жестоких законов и к некоторому упрощению и упорядочению уголовного законодательства привело движение за реформу уголовного права в конце XVIII – начале XIX в. Подлинная реформа уголовного законодательства, которая в основном приспособила уголовное право к потребностям капиталистического общества была осуществлена в период между 1830 и 1880 гг. в результате последовательного издания отдельных парламентских актов [4, с. 325].
Как в содержании реформы английского уголовного законодательства, так и в методах ее осуществления сказались специфические для Англии приемы управления обществом. Попытка издания уголовного кодекса для Англии оказалась безрезультатной: проект, составленный в 1877 г. известным юристом Дж. Стифеном по поручению лорда-канцлера и генерального атторнея, не стал предметом рассмотрения в парламенте.
Дальнейшее развитие английского уголовного законодательства продолжается путем издания новых консолидированных актов либо актов, вносящих изменения в ранее изданные статуты. Деятельность английского парламента за последние десятилетия в этой области значительно активизировалась, что объясняется прежде всего потребностями проведения гибкой карательной политики в связи с существенным ростом преступности в стране. К важнейшим действующим законам, регулирующим по преимуществу вопросы Общей части уголовного права, могут быть отнесены следующие: Закон об уголовном праве 1967 г., в котором определена новая классификация уголовных преступлений; Закон об уголовном праве 1977 г. с последующими дополнениями и уточнениями, определяющий ответственность за сговор и решающий некоторые другие вопросы Общей части;
Закон о преступном покушении 1981 г., внесший существенные изменения в регулирование ответственности за предварительную преступную деятельность; Закон о компетенции уголовных судов 1973 г., в котором регулируются многие вопросы назначения наказаний; Закон о наказаниях за преступления 1997 г., направленный на усиление уголовной репрессии по делам о наиболее тяжких преступлениях; Закон об исправлении правонарушителей 1974 г., трактующий проблему целей и применения наказаний.
Правовой комиссией для Англии (и аналогичной комиссией для Шотландии), созданной в 1965 г., осуществляется подготовка проектов новых законодательных актов в сфере уголовного права и процесса. В рамках Правовой комиссии с 1981 г. развернулась работа над составлением проекта уголовного кодекса для Англии и Уэльса, осуществляемая небольшой группой криминалистов-ученых. В 1984 г. эта группа вынесла на обсуждение специалистов доклад о кодификации уголовного законодательства и предварительный проект уголовного кодекса. В марте 1989 г Правовая комиссия направила лорду-канцлеру проект уголовного кодекса для Англии и Уэльса. В его Общей части учтены нормы и статутного, и прецедентного права, регулирующие ныне соответствующие правовые институты.
В английском уголовном процессе предусмотрены два различных порядка преследования лиц, совершивших преступления:
1) производство по делам с обвинительным актом, прежде всего о государственных и иных тяжких преступлениях;
2) суммарное производство по делам о менее опасных преступлениях. Уголовное преследование по делам с обвинительным актом начинается по общему правилу обвинителем, в качестве которого выступает полицейский или лицо, потерпевшее от преступления, либо адвокат потерпевшего. Обвинитель собирает доказательства, которые затем представляются магистратскому суду с письменным заявлением (информацией). На основании информации, подтвержденной под присягой, выдается повестка о явке в суд или приказ об аресте.
Расследование преступлений производится в форме полицейского расследования и в порядке предварительного производства в суде (внесудебная и судебная формы расследования) по выбору обвиняемого. Допускается альтернативная подсудность, когда дела о некоторых нетяжких преступлениях могут расследоваться судом как по обвинительному акту, так и в суммарном порядке по выбору обвиняемого.
Расследование, проводимое полицией, урегулировано Законом 1984 г. о полиции и доказательствах по уголовным делам, Законом 1994 г. об уголовном правосудии и публичном преследовании. При расследовании преступлений полиция может (как по просьбе потерпевшего, так и по собственной инициативе) проводить задержание и допрос подозреваемого, допрос потерпевшего и свидетеля, обыск, собирать доказательства, возбуждать уголовное преследование.
Заканчивается расследование представлением полицией материалов в службу государственных обвинителей, которые начали действовать в Англии с 1985 г. в каждом округе. Государственный обвинитель самостоятельно решает, поддерживать ли ему обвинение. В соответствии с Инструкцией, изданной в 1994 г. директором публичных преследований, государственный обвинитель, решая вопрос об участии в деле, обязан руководствоваться двумя критериями: 1) «реалистической перспективой» дела в суде и 2) наличием публичного интереса. Исходя из оценки дела по этим критериям, государственный обвинитель может отказаться поддерживать обвинение, и в этом случае его вправе поддерживать в суде потерпевший или его представитель. Но государственный обвинитель вправе и прекратить уголовное преследование.
Материалы предварительного внесудебного расследования, по которым должен выноситься обвинительный акт, одобренные государственным обвинителем, подлежат проверке в магистратском суде. В процессе такой проверки судья заслушивает обвинителя и изучает собранные доказательства. Считая, что их достаточно, судья принимает решение о предании обвиняемого суду. При таком решении судьи обвинитель составляет обвинительный акт и передает его для утверждения в суд [4, с. 114-115].
|