Развитие инновационной деятельности в туристской сфере во многом определяет уровень экономического развития. Помимо туристской сферы, по мнению ведущих специалистов в области экономики, наиболее прибыльными отраслями и предприятиями становятся те, которые направлены на производство высокотехнологичных товаров, таких как системы коммуникаций, средства связи, а также компьютерная техника. Освоение новых технологий, никогда ранее не существовавших, и дальнейшее их применение в туристской сфере является одним из самых важных факторов устойчивого экономического роста для развитых стран мира.
Предпринимательская деятельность является ярким примером использования инновационных технологий и дальнейшим применением их на производстве.
В основе предпринимательства в сфере туризма лежит нововведение в области туристских услуг или продукции, позволяющее организовать новый рынок, а так же удовлетворить новые желания и потребности туристов. В основе инноваций в сфере предпринимательства лежит процесс создания чего-либо нового, в ходе которого реализуется поиск новых возможностей и дальнейшая ориентация на инновации [9]. На примере российского опыта развития инновационной сферы в предпринимательстве стоит отметить тот факт, что в туристской фирме, как и в большинстве других предприятий можно выделить несколько моделей инновационного развития предпринимательства. Первой моделью по праву считается предпринимательство, которое строится на основе внутренней организации, когда текущая инновация формируется внутри туристской фирмы и ее подразделениями на базе мониторинга и дальнейшего взаимодействия по инновационному проекту. Второй моделью является предпринимательство, основывающееся на внешней организации при помощи контрактов, когда заказ инновации размещается между организациями. Третьей моделью будет являться тип предпринимательства, при котором фирма для реализации определенной инновации учреждает филиалы или так называемые венчурные фирмы, целью которых будет являться привлечение дополнительных средств финансирования.
Учитывая российский опыт развития сферы туризма и предпринимательской деятельности с точки зрения инновационной среды, стоит уделить внимание развитию инновационной среды на предприятиях малого бизнеса, а также на промышленных предприятиях. Основными разработчиками инновационных нововведений являются прежде всего организации научно-технологической сферы Российской Федерации.
Такие как научно-исследовательские организации и высшие учебные заведения, а также малые и промышленные предприятия [6]. Приводя статистику, стоит отметить недостаточно высокую активность российских предприятий с точки зрения инновационной деятельности, исходя из того, что в странах Европы показатель развития инновационной деятельности составляет 53%, в то время как в США он достиг 33%, по сравнению с Российской Федерацией, данные показатели выросли на 20% (в России10%).
Низкий рост инновационной активности определяется и другими показателями, среди которых можно выделить средний возраст производственного оборудования и текущий коэффициент его обновления, который на протяжении последних пяти лет не превышает 1%. Не менее важным фактом является то, что в Российской Федерации система введения инновационных технологий в сфере туризма формируется и набирает обороты, в то время как в странах Европы и Америки данная система приносит большой доход. Среди основных элементов, способствующих росту системы инновационного развития в туристической сфере, следует выделить информационное обеспечение, которое должно включать в себя сведения о региональном и федеральном законодательстве, условиях рынка сбыта продукции, наличии спроса на тот или иной туристский продукт, а также наличие квалифицированных кадров, способствующих повышению престижа и качества туристской фирмы. Не менее важным элементом будет являться создание центров маркетинга и менеджмента, целью которых будет обучение и подготовка предпринимательских кадров, с точки зрения развития инновационной деятельности [22]. Наиболее значимой чертой с точки зрения роста инновационной сферы в предпринимательстве является формирование у граждан основ инновационной деятельности при помощи системы образования. Перспективным направлением развития инновационной деятельности в сфере предпринимательства в Российской Федерации является продуманная инновационная политика, целью которой станет обеспечение государства инновационной инфраструктурой, которая позволит функционировать инновационным предприятиям и создаст благоприятные условия для инвестирования.
Среди туристских предприятий можно выделить ряд проектов, имеющих инновационное значение в области предпринимательской деятельности, так, например, в мировой практике туризма были созданы летательные аппараты, которые создавали уникальные эксплуатационные и комфортные условия для проведения различных экскурсий в малоосвоенные и доступные районы и территории. Учитывая зарубежный опыт применения инноваций в сфере туризма, стоит отметить тот факт, что в гостиницах Греции номера оснащены современной автоматизированной системой обслуживания.
При входе клиента в номер звучит голос, называющий его по имени и излагающий список предоставленных удобств, оказываемых услуг и т. п.
К использованию новых туристских ресурсов относятся природно-климатические условия, социально-культурные, исторические и другие объекты. Изменения в организации производства и потребления туристских услуг - это направленность на укрепление и расширение масштабов туристской деятельности. Существуют туристские корпорации, транснациональные по форме и монополии по сути, созданные на условиях долевого участия в деятельности или путем слияния крупных и мелких фирм-операторов и туристских агентств [6]. Помимо оказания туристских услуг, фирмы-гиганты становятся владельцами транспортных предприятий, предприятий питания, сети магазинов, банков, страховых обществ и др. Создаются гостиничные цепи, реализующие единую политику по продвижению турпродукта к потребителю, согласованную с туроператорами. Все эти соответствующие факторы и элементы относятся к развитию инноваций в странах Европы и мира.
Большинство туроператоров в настоящее время предлагают свои услуги рынку через турагентства, поскольку привлечение посредников приносит определенную выгоду, в частности, не отвлекает денежные средства от основного бизнеса. У посредников большая эффективность в обеспечении широкой доступности туристских услуг и доведения их до потребителя, чем до туроператоров. Но нередко крупные туроператоры организуют собственную сбытовую сеть из принадлежащих им турагентств.
Подобная стратегия предполагает освоение новых целевых рынков, имеющих перспективы дальнейшего роста. Это возлагает на туроператора ряд дополнительных функций (выявление потенциальных потребителей, разработку сбытовых мероприятий, создание дополнительных информационных систем и др.).
В инновационной деятельности туристский бизнес опирается на фундамент накопленных знаний. Приступать к воплощению новых идей и созданию новых направлений туризма следует лишь после познания и изучения форм и методов работы как прошлого, так и настоящего.
|