Пятница, 23.04.2021, 04:33
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Исследование конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия — это реальная и потенциальная способность изготавливать и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и качественным (неценовым) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других предприятий-конкурентов [1].

Конкурентоспособность предприятия – это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке, считает Филипп Котлер.

Конкурентоспособность предприятия можно определить как относительную характеристику, отражающую отличие процесса развития данного продуцента от конкурента как по степени удовлетворения своими товарами (услугами) потребности потребителей, так и по эффективности производственной деятельности, считает О.В. Ефимова [1].

Согласно мнению Л.Н. Чечевициной [7] конкурентоспособность предприятия определяют следующие показатели:

1. Экономический потенциал и эффективность деятельности предприятия:

    • - основной капитал;
    • - собственный и заемный капитал;
    • - объем продаж;
    • - доля на рынке;

2. Производственный и сбытовой потенциал:

    • - производственные и сбытовые мощности;
    • - наличие сырьевой базы;

3. Научно-исследовательский потенциал:

    • - число исследовательских центров;
    • - ежегодные расходы на НИОКР;

4. Финансовое положение:

    • - платежеспособность;
    • - кредитоспособность.

Цель анализа конкурентоспособности фирмы — установить, какого конкурентного преимущества может добиться фирма и как его можно реализовать и защитить в конкретной ситуации.

Для оценки конкурентоспособности сложных объектов массового производства или дорогих и уникальных объектов следует применять научные подходы, которые подробно рассмотрены в работах Н.А. Русака и В.А. Русака. Конкурентоспособность простых и недорогих объектов целесообразно определять на основе экспертной оценки или простых продаж нового товара. Для расчета и анализа конкурентоспособности товаров, организаций (предприятий) и ее конкурентов исходные данные должны собираться по формам, пример одной из которых приведен в работе.

Специфические принципы оценки конкурентоспособности конкретных объектов формулируются в каждом конкретном случае, исходя из сложности, особенности и важности объекта [4].

На наш взгляд, при исследовании конкурентоспособности предприятия необходимо учитывать 11 основных факторов, которые могут быть представлены в виде иерархической структуры, состоящей из четырех уровней.

На первом уровне иерархии конкурентоспособность предприятия определяется факторами внешней среды, т. е. макро- и микроокружение.

Второй уровень – определение стратегических приоритетов, целей, миссии; выбор и реализация стратегии предприятия и компетентность высшего руководства в эффективности принимаемых решений по достижению поставленных задач. Стратегия конкурентной борьбы направлена на улучшение или сохранение позиций предприятия на рынке товаров или услуг.

Одним из инструментов конкретизации, представления и реализации стратегии является сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard).

Данная концепция была разработана в начале 90-х г. ХХ в. командой исследователей Гарвардской бизнес-школы под управлением профессора Роберта Каплана. Стратегические цели разрабатываются на основе имеющегося видения и стратегии и имеют статус решающих и ключевых целей предприятия.

Чтобы спланировать и обеспечить процесс реализации целей, для каждой из них разрабатываются соответствующие финансовые и нефинансовые показатели. На основе обобщения эмпирического опыта разработчики сбалансированной системы показателей предложили оперировать четырьмя основными перспективами – «Финансы», «Клиенты», «Внутренние бизнес-процессы», «Обучение и рост», которые могут быть адаптированы к специфике конкретной отрасли или предприятия [1].

На третьем уровне представленной структуры конкурентоспособность определяется совокупностью внутренних факторов предприятия: финансово-экономическое положение, наличие производственных и сбытовых мощностей, качество рабочей силы, инновационная активность. При этом особую роль приобретает качество рабочей силы, как один из ключевых ресурсов предприятия, т.к. от него зависит эффективность использования всех ресурсов и развития потенциала предприятия.

На четвертом уровне выступает место предприятия на рынке как цель и конечный результат менеджмента.

Рыночное состояние предприятия помимо вышеуказанных факторов конкурентоспособности зависит от того, что можно назвать «мягкими» составляющими конкурентной борьбы, которые не могут быть оценены в денежном выражении и вообще трудно поддаются количественному определению. В промышленно развитых странах эти составляющие играют, как правило, большую роль, чем в развивающихся.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (31.10.2018)
Просмотров: 212 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск