В настоящее время существует несколько трактовок понятия «источник права». Одна из них подразумевает, что источниками права являются внешние формы выражения юридических норм, т.е. совокупности официальных государственных документов, в которых закрепляются нормы права. Исходя из этого, можно сказать, что источниками конституционного права являются различные формы выражения конституционно-правовых норм. Они, как и источники других отраслей права, в большинстве своём являются результатом нормотворческой деятельности государственных органов или отдельных должностных лиц – главы государства, правительства, парламента, министров, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и т.д. Помимо итогов нормотворческой деятельности государственных органов источниками конституционного права являются судебные прецеденты (решения судебных органов по конкретным делам, которые впоследствии становятся обязательными при рассмотрении аналогичных дел), правовые обычаи (исторически сложившиеся правила поведения, признанные государством) и международно-правовые акты. В некоторых странах источниками конституционного права также признаются партийные документы (Ангола, Конго, Танзания и т.д.), декларации, хартии и религиозные догматы, например, догматы мусульманского вероучения, которые содержатся в Коране, Сунне Иджме и других источниках мусульманского права. Именно последние и будут являться предметом нашего дальнейшего рассмотрения.
Сама по себе доктрина мусульманского права как нормативно-юридическая система социального регулирования складывалась постепенно, всячески усложнялась и приобретала дополнительные, индивидуальные, свойственные только ей, признаки.
Наука мусульманского права наиболее точно представлена в доктринальном изложении мусульманских законов (Фикх), которое включает в себя два раздела. Первый изучает «корни» и объясняет, благодаря каким источникам и каким образом сформировались правила, вошедшие в свод Божественных повелений и запретов – «шариат». Второй же акцентирует внимание на «содержании», то есть решениях, содержащих нормы мусульманского права.
Источниками Фикха являются Коран, Сунна, Иджма (мнение исламских учёных по различным вопросам) и Кияс (рассуждение по аналогии, основанное на детальном изучении Корана и Сунны, охватывающие множество проблем).
Рассмотрим каждый из источников конституционного характера мусульманских стран более подробно.
Коран, что в переводе с арабского означает «чтение вслух», «назидание», является одним из важнейших источников шариата, содержит в себе высказывания Аллаха последнему из его Пророков – Мухаммеду (Магомету, Мухаммаду). Мусульмане считают, что Коран ниспосылался Мухаммеду в течение 23 лет. Первое его откровение Пророк получил в 610 г., в пещере Хир в Ночь Могущества и Предопределения (самая значимая ночь в месяце Рамадан).
Структуру Корана составляют 114 сур (глав), которые в свою очередь делятся на аяты (стихи). Количество аятов в сурах весьма разнообразно: от 3-ёх («аль-Каусар», «ан-Наср», «аль-Аср») до 286-ти (сура «аль-Бакара). Большая часть аятов носит мифологический характер, оставшаяся часть (около 500 стихов) содержит предписания верующим мусульманам. При этом не более 100 из них можно рассматривать с правовой точки зрения (в основном, относящиеся к институту брака и семьи), остальные же касаются религиозных ритуалов и обязанностей богобоязненных. Количество аятов, содержащих нормы конституционного (государственного) права - 10.
Большинство положений Корана можно отнести к казуальным регуляторам, т.е. они являются решениями конкретных жизненных ситуаций, встречающихся Пророку. Но помимо конкретных толкований есть и такие положения, которые приобретают свой смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. Такие предписания нередко становятся противоречивыми и взаимоисключающими.
В современном мире до сих пор можно встретить исламские страны, в которых Коран выполняет роль Конституции (в 1977 г. в Ливии Коран объявлен «законом общества»), а в некоторых случаях, при наличии таковой, даже ставится выше её (Иран, Саудовская Аравия и др.).
Ещё одним источником, на основе положений которого были установлены нормы шариата, является Сунна, что в переводе с арабского означает «пример», «путь, которым надлежит следовать». Она представляет собой священное предание, повествующее о жизни Пророка Мухаммеда и содержащее его высказывания (каул), невысказанные одобрения (такрир) и поступки (фи’л). Знание рассказов (хадисов) Сунны и следование им является обязанностью всех правоверных, поскольку именно в них описывается богоугодное поведение. Авторитет хадисов непоколебим, но в случае противоречия их Корану кадий (судья) придерживается последнего. Если два хадиса противоречат друг другу, то советуют следовать тому, которое содержит наиболее давнее действие или изречения Пророка.
Следующее место в иерархии источников мусульманского права занимает Иджма, которая рассматривается как «общее согласие мусульманской общины», поскольку она возникла из совпадающих мнений по различным вопросам (религиозным, правовым и т.д.), высказанных соратниками Мухаммеда и наиболее влиятельными теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами). Иджма развивалась в двух направлениях. Первое было связано с интерпретацией текстов Корана и Сунны, а второе позволяло формировать новые нормы, которые никоим образом не были связаны с Мухаммедом, они были самостоятельны и поддерживались муфтиями и муджтахидами. Последнее направление развития норм мусульманского права получило название «иджтихад».
Четвёртым рассматриваемым источником мусульманского права, вокруг которого разгорелись нешуточные споры между течениями ислама, является Каяс, который предусматривает решение правовых дел по аналогии и используется только тогда, когда невозможно прийти к консенсусу, используя Коран, Сунну или Иджму. В последнее время в странах исламского мира решение по аналогии стало приобретать особый смысл и значение, так как оно основано на идее, имеющий абсолютный и неоспоримый характер. Кияс имеет самостоятельное юридическое значение, поэтому выступает отдельным источником права.
Также в литературе, посвященной изучению мусульманского права, нередко в качестве источников конституционного права исламских стран приводятся Фетва (аналог прецедента), Адаты, Фирманы, Кануны и т.д.
Анализируя вышеизложенное можно прийти к выводу о том, что, несмотря на некоторую отчуждённость исламского мира, его консерватизм и замедленное развитие вследствие необразованности населения, перемены всё-таки происходят, пусть и в режиме «два шага вперёд и шаг назад», но благодаря реформаторам всё-таки происходят. И речь не только об общественной стороне жизни, но и о правовой системе, в частности развитии конституционного права, например, принятие Конституций в ряде мусульманских стран. Другое дело, что эти Конституции по-прежнему остаются «в тени» Корана и других источников шариатских законов. Здесь очень важно понимать причину данного явления. Люди, исповедующие ислам, воспринимают Конституцию (будь она даже мусульманская, базирующаяся на религии) как свод придуманных человеком законов, полностью противоречащих законам Аллаха (что странно, ведь и там, и там закрепляются естественные права человека: право на жизнь, право на собственность, право на образование и др.), отсюда навязывание консервативными и ультраконсервативными исламскими активистами жёстких, милитаристских, пуританских и бескомпромиссных взглядов и ценностей. На мой взгляд, Исламу необходимо прийти к чёткому осознанию назначения Конституции (гарантия основных прав и свобод, недопущение абсолютизирования власти главы государства), а также того, что в жизни мусульманина, кроме вопросов чисто религиозного характера, связанных с обрядами поклонения, отрицания иных божеств, кроме Аллаха, признания Его власти и Его законов над всем сущим, существует огромнейший круг вопросов, который относит к обычной, мирской жизни. А о методах, которыми мусульмане могут воспользоваться при решении этих самых «мирских дел» можно найти ответ в том же Коране: «совещаются между собой о делах» (42:38), «когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его» (4:83).
|