Суббота, 19.09.2020, 03:08
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Источники континентального права

В континентальную правовую семью входят все страны континентальной Европы, Латинской Америки, значительной части Африки и Азии. Во многих странах романо-германское право сочетается с местным, традиционным правом: в странах Ближнего Востока - с шариатом, в Японии - с традиционными этико-правовыми нормами, в странах Африки - с обычным правом. Для континентального права характерна абстрактность норм, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права.

Главным источником права признается закон, причем законодатель стремится к кодификации всех основных отраслей права. Судебный прецедент, в отличие от англо-американского права, имеет значение вспомогательного источника или вовсе не признается в качестве такового. Обычай играет ограниченную роль среди источников континентального права.

К числу важнейших источников государственного права зарубежных стран относятся конституционные законы, которые хотя и не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы.

Это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения. В качестве примера конституционных законов можно привести акт о свободе печати 1949 года в Швеции, акты о гражданских правах 1957, 1960, 1964 и 1969 годов, а также законы об избирательных правах 1965 и 1970 годов в США, закон о политических партиях Испании 1978 года (дополнен в 1981 году) и ряд других.

Не менее важное значение в качестве источников государственного права имеют органические законы, которые принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом. Они, как правило, обладают большей юридической силой, чем простые законы, но меньшей, чем конституции [6, с. 265].

В отличие от конституционных органические законы принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в конституциях. Особенно богата такими бланкетными нормами конституция Франции 1958 года. Например, конституция устанавливает, что органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и недопустимости совмещений (ст. 25), что "парламент принимает финансовые законопроекты с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом" (ст. 47) и т. д. Таких бланкетных норм во французской конституции насчитывается около двадцати.

Кодекс Юстиниана - часть законодательной компиляции Юстиниана; содержит в себе императорские конституции, вошедшие в К. Грегориана, Гермогениана и Феодосия и сохранившие силу до Юстиниана, дополненные позднейшими новеллами и видоизмененные согласно потребностям времени. Рост новелл, противоречие их со старыми предписаниями, огромное количество конституций, потерявших всякую практическую цену, но включенных в старые К., побудили Юстиниана к изданию нового К., рядом с другими законодательными трудами

7 апреля 529 г. К. был обнародован и с 16-го вступил в действие. Последовавшее затем издание Дигест и Институций, принесшее с собой ряд изменений в праве, сделало, однако, необходимой переработку этого кодекса, она была совершена Феофилом, Трибонианом и тремя адвокатами высшего суда, и в 534 г. был издан, вместо К. 529 г., К. 534 г., названный " C odex repetitae praeleclionis". Практическое значение К. Юстиниана на Востоке, а начиная с эпохи подготовки рецепции (XII в.) - и на Западе, было больше значения К. Феодосия, так как к нему, вместе с другими частями Corpus'a juris, приурочилось применение и изучение римского права. Научная цена его для понимания чистого римского права гораздо меньше.

Административные акты по юридической силе  можно разделить на две группы: акты делегированного законодательства и подзаконные акты. Первые издаются по уполномочию законодательного органа и могут вносить изменения в действующее законодательство. Они особо контролируются парламентом: либо подлежат его предварительному, до их вступление в действие, одобрению, либо вступают в действие немедленно, но в течение определенного времени могут быть аннулированы легислатурой. Во Франции – это ордонансы, подписываемые президентом и премьер-министром; в Италии - законодательные декреты и декреты-законы, представляющие собой коллегиальные решения совета Министров и оформляемые в виде декретов.

Подзаконных актов значительно больше, чем актов делегированного законодательства. Они издаются президентами, правительствами, руководителями министерств и ведомств. Этими актами детализируются, дополняются, положения соответствующих к ним законов.

Порядок разработки и принятия административных нормативных актов, а также вопросы участия в нормотворческом процессе общественности нередко подробно регулируются специальными законами и подзаконными актами. Для того чтобы быть признанными действующими, нормативные акты административных учреждений подлежат обязательной регистрации и публикации в особых официальных вестниках. В отдельных случаях, в особенности в странах общего права, источниками административного права становятся индивидуальные акты административных учреждений, т.е. административные прецеденты-решения по итогам разбирательства администрацией отдельных дел конкретных лиц.

Далее, важнейшим источником административного права является судебная практика, судебные прецеденты, т.е. постановления судов по конкретным делам, ставшие образцами для разрешения судами аналогичных дел. В США, Великобритании, Франции и во многих других зарубежных странах суды стали главными творцами современного административного права. Такое явление было вызвано тем, что они первыми столкнулись с недостаточным, а нередко просто с неясным и противоречивым законодательным регулированием административной деятельности и начали активно формулировать процессуальные и даже материальные нормы административного права. В цивилизованных странах суды обладают высшей юридической властью, поскольку в соответствии с законом или обычаем они являются последней инстанцией, решающей правовые споры. Их толкование конституции, законов и других нормативных актов является самым авторитетным, окончательным. Отсюда - то уважение, с которым относятся к их решениям по конкретным делам. Юристы, и практики, и ученые, занимаясь каким-либо вопросом, прежде всего, как правило, анализируют судебную практику. В выступлениях судей и решениях судов делается обычно основательный анализ норм конституции, законов, подзаконных актов, судебной практики, трудов видных ученых. И этого часто бывает достаточно, чтобы занять определенную позицию по тому или иному спорному вопросу.

Значительное место среди источников административного права в странах общего права занимают обычаи. Особенно заметно их влияние на родине англо-американской системы права в Великобритании. Здесь устоявшимися веками обычаями регулируются в отдельных случаях полномочия и порядок деятельности административных и судебных органов. Королевской прерогативой является в Англии, в частности, гражданская служба, которая регулируется не законами, а подзаконными актами, издаваемыми кабинетом и министрами.

Роль обычаев как источников административного права значительна также в развивающихся странах. Так, в целом ряде случаев нормативный характер обычаев признавал Верховный административный суд Египта [7, с. 274].

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (04.11.2018)
Просмотров: 140 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск