Вторник, 22.09.2020, 11:25
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

История и опыт реализации национальных проектов в России и других странах

Реформы по своей сути являются локомотивом эволюционного развития общества и государства. Именно поэтому на различных этапах истории Российского государства его руководством проводились мероприятия, направленные на повышение эффективности экономики, укрепление безопасности, развитие науки и образования, инфраструктуры и сельского хозяйства.

Национальные проекты, о которых так много говорили и продолжают говорить в российских СМИ, не уникальны, ни в России, ни в других странах. Программы, реализуемые в настоящее время в России, имеют множество аналогов, как в зарубежной, так и в отечественной истории. Естественно, они имеют различные названия – «национальные программы», «программы развития», «общенародный проект», «стройка века», – но суть остается та же. Если сделать краткий анализ истории даже за последние 100 лет, то мы найдем массу примеров национальных проектов, которые были более или менее, но реализованы. Еще большее число проектов остались только проектами, либо были выполнены частично. И этот опыт, несомненно, будет полезен как для теоретиков, изучающих данную тему, так и для тех, кто непосредственно связан с разработкой и реализацией масштабных национальных программ.

Одним из удачных примеров реализации национального проекта в условиях системного экономического кризиса можно считать «новый курс Рузвельта». Тяжелая экономическая ситуация, крах банковской системы, рост безработицы и гиперинфляция 1929–1933 гг. («Великая депрессия») в США могли привести к социальному бунту и даже разрушению страны. Президент США Ф.Д. Рузвельт предпринял ряд структурных преобразований и ввел в действие национальную программу по снижению уровня безработицы – этот проект предполагал реализацию в масштабах всей страны программ по озеленению парков, строительству дорог, а также реализацию других инфраструктурных проектов. Предпринятые меры помогли стабилизировать ситуацию, восстановить деловую активность и отчасти решить проблему безработицы.[6]

Еще одним примером реализации национальных проектов в послевоенное время может служить послевоенное восстановление Европы и Японии. Так, по «плану Маршалла», который был рассчитан на 4 года, было выделено почти 12,4 млрд. долларов (эквивалентно сумме в 124 млрд. долларов в 2006 году) на послевоенное восстановление Европы (участвовали 17 стран). Денежные средства направлялись на покупку нового оборудования, внедрение новых технологий. Поскольку проект был международным и включал множество государств, его по праву можно считать интернациональным проектом по восстановлению промышленности и экономики в целом. В результате реализации данного проекта все страны-участницы (за исключением Германии) достигли довоенного уровня производства.

Примером концентрации финансовых и организационных сил в сфере научных инноваций можно считать проект первого полета человека в космос в СССР и проект высадки человека на Луну в США, когда на достижении поставленных задач были сосредоточены силы многих тысяч человек, работавших в самых разных учреждениях, НИИ, на предприятиях, даже на тех, которые напрямую не были связаны с этими проектами.

В 60-х гг. XX века многими государствами реализовывался национальный проект в области развития сельского хозяйства, получивший название «зеленая революция». Первая «зеленая революция» ознаменовалась широким внедрением созданных селекционерами высокоурожайных сортов пшеницы и риса в ряде развивающихся стран – Мексике, Индии и позже – в Китае. В результате внедрения новых культур и целевой поддержки сельского хозяйства сбор зерна в Индии за 1970-1990 годы вырос более чем на 60%, а в 1990–1995 гг. – еще на 10%. Направляемые в сельское хозяйство средства использовались не только на внедрение новых сельскохозяйственных культур, но и на расширение посевных площадей и распространение практики выращивания вторых урожаев. В 80-х годах отмечена вторая «зеленая революция» или биотехнологическая революция, осуществленная преимущественно в развитых странах. На основе генной инженерии были созданы новые сорта растений и новые породы скота с заданными полезными свойствами.

Комплексным проектом по инвестициям «в человеческий капитал», реализации национальных проектов, прежде всего, в области образования, здравоохранения, жилищного строительства можно считать опыт Кубы последних десятилетий. Товарооборот между Кубой и СССР в отдельные годы достигал 86%, поэтому после распада Советского Союза Куба оказалась на грани выживания.

Руководством страны, начиная с 1991 года, был принят курс на внедрение рыночных элементов в экономику при сохранении основных социальных завоеваний. Был выдвинут тезис, согласно которому развивающееся страна (а руководство относило Кубу именно к развивающимся странам) не может обеспечить такой же уровень жизни населения, как в развитых странах. В то же время можно обеспечить достойный уровень жизни для каждого человека, когда каждый будет обеспечен жильем, продуктами питания, одеждой, бесплатным образованием, медицинским обслуживанием и т.п.

Для реализации комплексного проекта в области обеспечения достойного уровня жизни до 39% ВВП Кубы было направлено на социальные нужды. В результате каждый житель страны получает бесплатно или со значительными скидками набор продуктов, достаточный для жизнедеятельности, а кубинское образование и здравоохранение в настоящее время считаются одними из лучших в мире. Инвестиции в здравоохранение (в особенности в развитие инновационных технологий и исследований) помогли Кубе прочно занять нишу на рынке биофармацевтики. А подготовленные в кубинских университетах врачи работают по всему миру и, прежде всего, в развивающихся странах – странах Латинской Америки и Африки.

Примеров национальных проектов в российской истории также немало. Это реформаторская деятельность русских царей Федора Алексеевича и Ивана Грозного, масштабные реформы Петра I и государственные преобразования М.М. Сперанского. Однако наиболее характерным примером являются реформы, проведенные во второй половине XIX века, способствующие эволюционному переходу от феодализма к буржуазным отношениям в России.

Начало было положено в 1857 году подготовкой крестьянской реформы, которая привела к отмене в 1861 году крепостного права в России. Аграрные преобразования потребовали изменения в экономике и социальной сфере.

В общем ряду реформ второй половины XIX века существенное место занимали земская, судебная, школьная и университетская реформы. В 1864 - 1874 годах были проведены преобразования в области обороны, в ходе которых был изменен порядок комплектования армии и флота.

В итоге этих реформ в России изменилась вся общественная структура, в том числе государство, право, социально-экономический строй. Поэтому вполне уместна оценка этого периода нашей истории как «революции сверху». Ее значение состояло в том, что она позволила вывести Россию из глубокого экономического и политического кризиса и дать мощный толчок развитию страны без серьезных потрясений и социальных катаклизмов, без «революции снизу», которая редко обходится бескровно.

Одной из последних дореволюционных реформ в России была земельная реформа, проводившаяся под руководством министра внутренних дел Петра Аркадьевича Столыпина. Обращаясь с трибуны Государственной Думы к депутатам левых фракций, он емко и точно выразил суть российских реформ и задачи реформаторов: «Вам, господа, нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия!» К сожалению, преобразования XIX века не увенчались конституционной реформой, а деятельность Столыпина была прервана его убийством.

Следующий этап масштабных экономических и социальных реформ был проведен в нашей стране после Октябрьской революции 1917 года. Одним из крупнейших национальных проектов в отечественной истории советского периода можно считать индустриализацию 30-х годов. В рамках данного проекта осуществлялись «стройки века», каждую из которых можно было считать национальным проектом.

В ходе первой «пятилетки» (первый пятилетний план был утвержден 1 октября 1928 года на 1928-1932 гг.) предполагалось построить порядка 1500 предприятий. В 1930-1932 гг. были открыты крупнейшие предприятия – Ростсельмаш, Сталинградский тракторный завод, ввод в действие реконструированного завода АМО, Харьковский тракторный завод, Горьковский завод, был пущен Днепрогэс, открыта Туркестано-Сибирская железная дорога и т.п. Второй пятилетний план был выполнен за 4 года и 3 месяца (хотя исследователи и утверждают, что выполнение это плана, как и остальных, не было осуществлено на все 100 %). В итоге были достигнуты значительные результаты по превращению страны в индустриальную державу. Несмотря на многочисленные издержки, процент ежегодного прироста производства в среднем составлял по разным оценкам от 10 до 16%. Каждый пятилетний план можно считать аналогом национального проекта.

Значительных успехов удалось добиться советской власти в области образования. В 20-х годах получили свое распространение курсы по ликвидации неграмотности, в задачи которых входило овладение элементарными навыками чтения и письма и основами политграмоты. В результате к 1930 году число грамотных по сравнению с 1913 годом увеличилось почти вдвое (с 33 до 63%).

Национальные проекты в советское время обладали некоторыми специфическими чертами. Решения о реализации проектов принимались «сверху» без обсуждения с представителями общественности. В реализацию проектов вовлекалось огромное количество организаций, многие из которых выполняли функцию идеологической поддержки проектов. Например, общество туристов в 20-х и 30-х годах занималось не только туризмом – но и просвещением, идеологической пропагандой. Достигая самых отдаленных участков страны, где не было даже радио, туристы вели лекции, рассказывали о политике партии, осуществляемых проектах и возможных формах участия в них. Реализация советских проектов, особенно 20-30-х годов сопровождалась всплеском народного энтузиазма. После Второй мировой войны наблюдается постепенный спад этого энтузиазма, а также спад в идеологической работе и работе по пропагандисткой поддержке проектов.

Негативной чертой реализации советских национальных проектов было то, что реализация проектов в одних отраслях экономики осуществлялась за счет и в ущерб другим отраслям. Реализация проектов в области развития тяжелого машиностроения и производства промышленных товаров группы А осуществлялось за счет сокращения соответствующих программ в области производства товаров группы Б (то есть потребительских товаров).

Каждый советский лидер старался реализовать свой национальный проект, - для улучшения социального самочувствия и развития страны, и для того, чтобы войти в  историю.

Крупнейшим проектом И.В.Сталина был проект по индустриализации промышленности. Н.С.Хрущев также осуществлял целый ряд национальных проектов. Среди них – проект по освоению космоса, проект в области жилищного строительства, проект в области сельского хозяйства.

При Н.С.Хрущеве огромные средства были направлены на развитие сельского хозяйства. Ключевым способом его реализации предполагалось сделать освоение целинных земель. За 1954-1961 гг. на это было направлено порядка 20% всех вложений СССР в сельское хозяйство. К сожалению, проект не имел успеха – целинные земли впоследствии пришли в запустение, а аграрное развитие традиционных районов земледелия осталось без изменений и застопорилось.

Проект в области жилищного строительства, напротив, оказался весьма удачным. В 1954 году специальным решением был декларирован переход к индустриальным методам строительства, ознаменовавший начала национального проекта в области строительства доступного жилья. В 1954-1957 гг. принимается целая серия решений, направленных на быстрое внедрение типового домостроения, символом которого стали московские «Черемушки».

Основная идея «жилищной революции» состояла в строительстве целых серий домов по единому типовому проекту, где стандартные конструктивные схемы позволяли бы без особых проблем моделировать 3-4 варианта конкретного дома со стандартной внутренней планировкой. В результате трудоемкость возведения жилья снизилась в 3-4 раза, стоимость строительства уменьшилась на 25%, а сроки сдачи сократились до 1-1,5 месяцев.

Это позволило в 1958 г. перевести в практическую плоскость вопрос о «посемейном расселении». В конце 1950-х – начале 1960-х годов по темпам строительства и количеству возводимой жилплощади СССР вышел на первое место в мире.

Начиная с правления Л.И.Брежнева, характерным становится спад в экономическом развитии, падение энтузиазма граждан, а потому снижение показателей в реализации национальных проектов – свидетельству чему – неудачи в реализации «продовольственной программы» (Л.И.Брежнев), программы «Жилище-2000» (М.С.Горбачев) и др.

После распада СССР Россия взяла курс на проведение рыночных реформ. Однако к этому времени сложилась принципиально новая политическая и экономическая ситуация. Нарушились экономические связи. Был потерян ряд важных территорий. Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.

Нельзя сказать, что данный курс не дал обществу каких-либо позитивных импульсов. Однако цена этих реформ, как известно, оказалась слишком высока. Особенно в социальной сфере. Так как произошло массовое обнищание населения, были потеряны важнейшие социальные завоевания: права на отдых, труд, бесплатное образование, лечение и т.д.

Очевидно, главная причина кроется в том, что реформами занимались люди, лишенные, говоря словами философа Ивана Ильина, «государственного настроения души». Их основные усилия были направлены на то, чтобы насильственно внедрить на российской почве методики, заимствованные на Западе.

В результате во второй половине 90-х годов XX века в России сложилась специфическая ситуация недореформированной экономики, нереформированной социальной сферы и несовершенного гражданского общества.

Использование национальных проектов для быстрого и эффективного развития какого-либо направления или направлений хозяйства возможно и необходимо в том случае, если результаты должны быть достигнуты в короткие сроки и с максимальным результатом, однако для этого необходимо совершенствование законодательной базы, большие финансовые вливания, а также понимание и поддержка населения.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (04.11.2018)
Просмотров: 149 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск