Порядок действий аудиторской фирмы или индивидуального аудитора по изучению работы внутреннего аудита, оценки ее влияния на объем и процедуры внешнего аудита, а также использование результатов его работы определен правилом (стандартом) аудиторской деятельности №30 "Рассмотрение работы внутреннего аудита".
В соответствии с положениями данного стандарта, под внутренним аудитом понимается созданная экономическим субъектом система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и функционирование системы внутреннего контроля, действующая в интересах его руководства и (или) его собственников [16].
Внутренний аудит обладает значительно меньшей степенью независимости от мнения руководства предприятия, но при этом данная служба отличается знанием специфики финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Независимость внутренних аудиторов должна проявляться при сборе информации, т.е. они должны быть свободны от указаний и запретов руководителей организации. Эта независимость обеспечивается преимущественно формой организации внутреннего аудита на предприятии.
Организация, роль и функции внутреннего аудита обеспечиваются самим экономическим субъектом, а именно руководством и (или) его собственником в зависимости:
- От содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
- От объемов показателей финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;
- От сложившейся системы управления экономическим субъектом;
- От состояния системы внутреннего контроля экономического субъекта.
Внутренний аудит может быть организован в следующих формах:
- В форме постоянно действующей ревизионной комиссии, избираемой на общем собрании акционеров для утверждения годовой отчетности;
- В форме специального отдела внутреннего контроля (аудита), подотчетного руководству организации и (или) ее собственникам;
- В форме договора с аудиторской фирмой на ведение внутреннего аудита.
Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства (или собственников) [20].
Как правило, функции внутреннего контроля включают:
- Проверки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по их улучшению;
- Проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности;
- Проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
- Проверка деятельности различных звеньев управления;
- Оценка эффективности или механизма системы внутреннего контроля на всех уровнях организационной структуры экономического субъекта;
- Проверка наличия состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
- Работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами системы внутреннего контроля;
- Оценка используемого экономическим субъектом компьютерного программного обеспечения;
- Специальные расследования отдельных случаев (например, подозрений злоумышленного потребления);
- Разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления экономическим субъектом;
Служба внутреннего аудита должна иметь следующие права [14]:
- Проверять первичные документы, учетные регистры, планы, сметы и другие документы финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;
- Знакомиться с учредительными документами, приказами и распоряжениями должностных лиц, решениями и протоколами общих собраний учредителей, проектами и уже заключенными хозяйственными договорами;
- Обследовать территорию предприятия (складские, производственные, хозяйственные и служебные помещения, объекты строительства);
- Проверять наличие, состояние и сохранность имущества у материально-ответственных лиц;
- Требовать проведение и проводить лично инвентаризацию имущества и обязательств предприятия, в необходимых случаях опечатывать кассы, склады и другие места хранения товароматериальных ценностей и документов;
- Наблюдать за правильностью отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
- Проверять достоверность показателей бухгалтерской и статистической отчетности, а также правильности исчисления и своевременность уплаты налогов;
- Право требовать от руководителей структурных подразделений экономического субъекта, а также сотрудников его администрации необходимые для проверки документы, в том числе устные и письменные объяснения по возникшим вопросам;
- Право проводить экспертизу эффективности системы управления и анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия;
- Подготавливать предприятие к внешнему аудиту и налоговому контролю, а также представлять при необходимости существенные интересы предприятия в суде.
Внешние аудиторы должны сформировать свое мнение о деятельности внутреннего аудита экономического субъекта, что необходимо для планирования предстоящий аудиторской проверки.
Эффективность внутреннего аудита может оказаться важным фактором при оценке аудиторской организацией аудиторского риска и системы внутреннего контроля экономического субъекта, и тем самым существенно сократить объем аудиторских процедур, которые предстоит выполнить аудиторской организации, хотя и не может исключить необходимость проведения аудиторских процедур полностью [11].
Аудитор должен составить программу оценки внутреннего аудита и отразить в своей рабочей документации выводы, касающиеся конкретной работы внутреннего аудитора, которая была протестирована, изучена и оценена.
|