Воскресенье, 20.09.2020, 17:06
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Как достигается сочетание интересов регионов и национальной экономики, экономической эффективности и социальной справедливости в межрегиональных модел

В трудах основоположников региональной экономики регион выступал только как сосредоточение природных ресурсов и населения, производства и потребления товаров и услуг, сферы обслуживания. Регион не рассматривался как субъект экономических отношений, носитель особых экономических интересов. В современных же теориях регион исследуется как многофункциональная и многоаспектная система.

Наибольшее распространение получили четыре типа региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок, регион-социум.
Регион как квазигосударство представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Во многих странах регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов, ранее принадлежащих центру (процессы децентрализации). Одна из главных функций региональной власти – регулирование экономики региона. Взаимодействие общегосударственных и региональных властей, а также разные формы межрегиональных экономических отношений обеспечивают функционирование региональных экономик в системе национальной экономики.
Регион как квазикорпорация представляет собой крупный субъект собственности и экономической деятельности. В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала (примерами могут служить защита «торговой марки» местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг). Регион как экономический субъект взаимодействует с национальными и транснациональными корпорациями. Размещение штаб-квартир и филиалов корпораций, их механизмы ценообразования, распределения рабочих мест и заказов, трансфертов доходов, уплаты налогов и т.д. оказывают сильное влияние на экономическое положение регионов. В неменьшей степени, чем современные корпорации, регионы обладают значительным ресурсным потенциалом для само развития. Расширение экономической самостоятельности регионов является одним из главных направлений рыночных реформ.

Подход к региону как рынку, имеющему определенные границы, акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательский климат) и особенностей региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д. Исследования в рамках данного подхода выделяют в особую дисциплину региональное рынковедение.
Подход к региону как социуму (общность людей, живущих на определенной территории) выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.д.) и развитие системы расселения. Изучение ведется в разрезе социальных групп с их особыми функциями и интересами.
Данный подход шире экономического. Он включает культурные, образовательные, медицинские, социально-психологические, политические и другие аспекты жизни регионального социума, синтезу которых региональная наука с самого начала уделяла большое внимание.

В теории региональной экономики развиваются и другие специализированные подходы. Например, регион как подсистема информационного общества или регион как непосредственный участник интернационализации и глобализации экономики.
Теории развития региона опираются на достижениях макроэкономики микроэкономики, институциональной экономики и других направлениях экономической науки.

Эволюция теории региона отражает повышение роли «нематериальных» целей и факторов экономического развития, возможность междисциплинарных знаний и перехода регионов на модель устойчивого (эколого-социо-экономического) развития.

В связи с программой перераспределения доходов существует так называемая дилемма эффективности и справедливости. Суть ее заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности. Ведь растущее финансирование социальных программ требует повышения налогов и их перераспределения.

Дескать, таким образом, существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объем распределяемого «национального пирога». Следовательно, сам способ распределения общественного богатства влияет на размер создаваемого совокупного продукта. Кроме того, существуют потери в ходе процесса перераспределения доходов. Американский экономист Л.Оукен, назвал эту проблему «дырявым ведром» социальной помощи. Утечки связаны с дорогостоящей, зачастую неповоротливой, бюрократической системой управленческого аппарата. Следовательно, часть пособий уходит в карманы высокооплачиваемых администраторов, консультантов и сотрудников различных налоговых и социальных служб.

Вместе с тем, хотелось бы подчеркнуть здесь, что не существует чистой «традиционной», «командной» или «рыночной» экономики для решения дилеммы справедливости и эффективности. Даже в современных высоко развитых обществах нетрудно найти элементы традиционных форм хозяйствования. Так, например, в Японии и Швеции умелое использование традиционной привычки народа к коллективному, дисциплинированному труду и по настоящее время позволяют ей удерживать ведущее место в мире по производительности труда и решению социальных вопросов. По многим причинам экономического феномена специалисты отмечают, что рынок функционирует во всех индустриальных восточноевропейских странах, но функционирует везде по-разному [3].

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (31.10.2018)
Просмотров: 237 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск