Среда, 15.05.2024, 16:09
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Какая модель мира утверждается в науке XVII в.? Имеется ли связь между мировоззрением, сложившимся в это время, и современной глобальной проблематикой

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на протяжении многих веков видение философов и ученных, касающиеся формирования модели мира, были разными и менялись параллельно той действительности и тем тенденциям, с которыми менялся сам мир, образ жизни людей, развитие материальных и культурных их составляющих.
Рассматривая в узком значении философию Нового времени XVII в., необходимо отметить, что в качестве ее начал принято считать период с 1600 г., а окончание данного периода связывают со второй английской революцией 1688 года, хотя датой окончания, по данным разных источников, признается 1700 год.
Философия Нового времени связана с углублением инновационных процессов, которые на тот момент происходили в европейском обществе, к таким процессам можно отнести:
- прогресс в науке и технике, увеличение производительности труда ведет к более быстрому экономическому развитию;
- экономическая деятельность, интересы реальной практической жизни ведут буржуазию к ориентации на действительное познание мира, природы, поэтому наука (в первую очередь, естествознание), опирающаяся на эмпирию, опыт, представляет гносеологическую основу философии Нового времени;
- секуляризация общества (т.е. отделение его от церкви) приводит к оформлению светского образования и культуры, а в эпоху Просвещения к развитию атеизма, вольнодумства, в XIX в. церковь отделяется от государства и образования.
Как отмечает М. Хайдеггер «к сущностным явлениям Нового времени принадлежит его наука, равно важное по рангу явление - машинная техника, последнюю, однако, было бы неверно истолковывать просто как практическое применение новоевропейского математического естествознания. Сама машинная техника есть самостоятельное видоизменение практики, такого рода, что практика начинает требовать применения математического естествознания. Машинная техника остается до сих пор наиболее бросающимся в глаза производным существа новоевропейской техники, тождественного с существом новоевропейской метафизики» [3].
Философскими основаниями формирования механической картины мира являются то, что в конце XVI, начале XVII веков, европейская наука осуществила качественный скачек, пережила революцию, так в данный период:
- происходит переход науки с эмпирического на теоретический уровень, т.е. наука в данный период времени переходит к созданию научной теории – механики;
- происходит математизация естествознания;
- наука стала опираться на эмпирическую методологию, которая предполагает экспериментальное, опытное обоснование знаний;
- наблюдается широкое применение научных знаний на практике, при этом основная востребованность научных знаний наблюдается именно в машинном производстве. Таким образом, наука начинает становиться производительной силой индустриального общества.
Перечисленные выше изменения способствовали формированию науки в таком виде, в котором мы можем наблюдать ее и сейчас. Так, если под наукой в Древней Греции в VI–V вв. до н. э., понималась система знаний, которые обоснованы логически, то в период формирования научной картины мира наука стала неким производством новых знаний о мире, построенных на опытном обосновании и практическом применении, социальным институтом общества и его производительной силой. Именно научная теория лежит в основе научной картины мира, в обыденном понимании – классическая механика. Механическая картина мира является посредником, с помощью которой происходит взаимосвязь между профессиональной наукой и общественным сознанием, культурой в целом.
Общее, комплексное (целостное) представление о мире без представлений о материи, времени и пространстве практически не возможно. Основания таких представлений научная картина мира и наука заимствуют у философов. Так, материя в механической картине мира рассматривается как вещество, при этом в механической картине мира, признается существование особого сверхплотного и невидимого вещества – эфира. Под пространством в тот период понималось вместилище вещей, а под временем понималось вместилище событий.
Научная картина мира, как отмечает В.В. Меховникова, «является моделью, которая была сформирована в результате неограниченной экстраполяции конкретных ограниченных научных знаний за пределы возможных в данный момент времени наблюдений и экспериментов» [1]. Первая же научная картина мира была создана Ньютоном.
Ньютон как богослов и мыслитель крупнейшего масштаба задумывался и над проблемами, касающимися устройства Вселенной. При этом он, следуя своим правилам, применял метод индукции путем анализа следствий из установленных законов. Ньютон приходит к выводу о том, что Вселенная в пространстве бесконечна. Обосновывает он это тем, что если бы Вселенная была бы конечной, то центры гравитации и множество космических объектов когда-нибудь слились бы в единое целое. Основой механической картины мира Ньютона является идея материального единства земного и небесного, т.е. того мира, который некогда был создан Богом и мира, который существует по законам природы. Именно механическое движение является основой всех явлений и процессов, а наиболее универсальной и главной силой в Космосе является гравитация [2].
В настоящее время существует тесная взаимосвязь между мировоззрением, сложившимся в XVII в., и современной глобальной проблематикой. Так до сих пор у человечества имеется множество вопросов к тому, как построена Вселенная, имеет ли она пределы. В то же время инновационные процессы развития техники, происходящие на нашей планете, основаны именно на мировоззрении сформированном при утверждении научной модели мира. Развитие технологий требует огромных теоретических знаний, подкрепленных экспериментами и опытами.
Таким образом, научная или механическая модель мира утверждается в науке в XVII в., она была сформирована в результате неограниченной экстраполяции конкретных ограниченных научных знаний за пределы возможных в данный момент времени наблюдений и экспериментов.






Список использованной литературы
1. Меховникова, В.В. Механическая картина мира / В.В. Меховникова // Вестник научных конференций. 2015. № 3-1 (3). С. 85-87.
2. Сорока, М.Ю., Булычёв, И.И. Проблема структуры научной картины мира / М.Ю. Сорока, И.И. Булычев // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. № 3 (23). С. 32-40.
3. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления (пер. с нем.; комм. В.В. Бибихина; серия Мыслители ХХ в.). — М., Республика 1993. — стр. 41—63



Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (03.08.2017) W
Просмотров: 663 | Теги: мировозрение, модель мира, Картина мира | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск