Таможенные платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, платы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации.
Таможенное законодательство Российской Федерации помимо регулирования отношений в области таможенного дела также регулирует отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Причем статьей 3 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что при регулировании данных отношений таможенное законодательство применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таможенные платежи и их виды установлены статьей 318 Таможенного кодекса Российской Федерации. К таможенным платежам относятся [1]:
- ввозная таможенная пошлина;
- вывозная таможенная пошлина;
- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
- акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
- таможенные сборы.
Определение таможенной пошлины содержится в статье 5 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе» (далее Закон №5003-1). Согласно данному определению таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Одним из видов таможенных платежей является налог на добавленную стоимость (далее НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является объектом налогообложения НДС. Перечень товаров, не подлежащих налогообложению НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, определен статьей 150 НК РФ, особенности налогообложения при ввозе товаров в зависимости от избранного таможенного режима установлены пунктом 1 статьи 151 НК РФ. Налоговая база при ввозе товаров определяется в соответствии с главой 21 НК РФ и таможенным законодательством Российской Федерации [7].
Акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, также отнесен к числу таможенных платежей. Ввоз подакцизных товаров является объектом налогообложения акцизами на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 182 НК РФ. Согласно статье 183 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства, и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность. Особенности налогообложения акцизом при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от выбранного таможенного режима установлены статьей 185 НК РФ. Определение налогооблагаемой базы производится в соответствии со статьей 191 НК РФ.
Таможенный сбор согласно пункту 31 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации представляет собой платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением и сопровождением товаров.
В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации товарам в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах могут временно применяться особые пошлины:
- специальная пошлина;
- антидемпинговая пошлина;
- компенсационная пошлина.
Введению специальных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров предшествует расследование, проводимое в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2009 года №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Указанное расследование согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2009 года №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» проводится с целью:
- установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики;
- установления наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики, угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенного замедления создания отрасли российской экономики.
В соответствии с пунктом 3 статьи 318 Таможенного кодекса Российской Федерации специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным для взимания ввозной таможенной пошлины.
Пунктом 2 статьи 319 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, когда таможенные пошлины и налоги не уплачиваются. Это происходит, когда [4]:
- товары не облагаются таможенными пошлинами и налогами; в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов – в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми такое освобождение предоставлено;
- общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;
- до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);
- товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, и другими федеральными законами.
|