Среда, 24.04.2024, 21:49
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Капитал торгового предприятия

Активы организации делятся по многим классификационным признакам.

В зависимости от характера участия в хозяйственном процессе и скорости оборачиваемости, все имущественные ценности торговой организации имеют два основных вида: оборотные активы и внеоборотные активы.

Оборотные активы представляют собой совокупность имущественных ценностей организации, обслуживающих текущий хозяйственных процесс и полностью потребляемых в течение одного производственного цикла. [1, с. 217].

Особое значение для торговой организации, в виду срока потребления, имеет контроль над состоянием оборотных активов, так как в их составе преобладают товарные запасы. Помимо товарных запасов, к оборотным средствам, обслуживающим сам процесс реализации товаров относятся: денежные средства организации, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и денежные активы во всех видах.

Эффективность использования оборотных средств измеряется коэффициентом оборачиваемости или длительностью одного оборота. При росте коэффициента оборачиваемости высвобождаются оборотные средства для увеличения товарооборота, что значительно повышает качество прибыли.

1) Коэффициент оборачиваемости оборотных активов определяется по формуле:

Коб.оа = Р : ОА                                                   (1)

Анализ динамики состава и структуры оборотных активов дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения наиболее мобильной части имущества. Прирост оборотных активов свидетельствует о расширении деятельности предприятия, однако очень важно, за счет каких статей происходит прирост или снижение оборотных средств. Если прирост происходит за счет увеличения запасов и затрат, то это может свидетельствовать о наращивании производственного потенциала, инвестиций самой организации или еѐ партнеров, направленных на продвижение продукта на рынке и защите денежных активов от инфляции. Прирост оборотных активов за счет дебиторской задолженности, может свидетельствовать о несоблюдении договорной и расчетной дисциплины, несвоевременном предъявлении претензий по возникающим долгам, росту неоправданной дебиторской задолженности, ведущей к нестабильности финансового состояния предприятия.

В процессе анализа динамики показателей эффективности использования оборотных активов изучаются основные факторы, вызвавшие их изменение, а именно: изменение объема реализации товаров; изменение общей суммы и состава этих активов и т.д.

Для правильного управления оборотными активами, необходимо понимать их положительные и отрицательные особенности. К положительным особенностям можно отнести гибкость оборотных активов, по сравнению с внеоборотными, к изменениям конъюнктуры товарного и финансового рынков. Оборотные активы легче поддаются изменениям в процессе перестройки деятельности организации, а так же управлению, при условии эффективного финансового менеджмента скорость оборота может быть повышена. При регулировании денежных и материальных потоков организации оборотные активы легко могут быть преобразованы из одного вида в другой. Они обладают высокой ликвидностью, и часть из них является готовым средством платежа.

Вместе с тем оборотные активы имеют и ряд отрицательных особенностей. Значительная часть оборотных активов подвержена финансовому риску потерь в связи с недобросовестностью партнеров, покупателей, а порой и персонала организации. Материальные оборотные активы требуют дополнительных затрат по их хранению и подвержены постоянным потерям, по причине естественной убылью, а временно неиспользуемые или излишне заполненные запасы предусматривают расходы на их обслуживание не принося при этом прибыли. Часть оборотных активов находящаяся в денежной форме или дебиторской задолженности подвержена потере стоимости в процессе инфляции.

Внеоборотные активы представляют собой совокупность имущественных ценностей, многократно участвующих в хозяйственной деятельности и частично переносящих свою стоимость на себестоимость продукции в случае, если организация является производителем. И на издержки обращения, надбавку к закупочной стоимости в случае перепродажи торговой организацией.

Эффективность использования основных средств, входящих в состав внеоборотных активов, характеризуется следующими важнейшими показателями:

1) Фондоотдача характеризует объем реализации товаров в расчете на единицу основных средств и рассчитывается по формуле:

Фо = Р : ОС                                                  (2)

где Фо - фондоотдача

Р - общий объем реализации товаров в отчетном периоде;

ОС - средняя стоимость основных средств в отчетном периоде.

В динамике фондоотдача должна увеличиться, если фонды используются эффективно.

2) Фондоёмкость характеризует среднюю сумму основных средств, приходящихся на единицу реализации товаров и является обратным показателем фондоотдачи. Определяется по формуле:

Фё = ОС : Р                                               (3)

Р - общий объем реализации товаров в отчетном периоде.

3) Уровень рентабельности основных средств. Он характеризует сумму прибыли в расчете на единицу основных средств и рассчитывается по формуле:

Урос = П х 100 : ОС                                      (4)

 

где УРос - уровень рентабельности основных средств, в %;

П - сумма прибыли предприятия в отчетном периоде;

ОС - средняя стоимость основных средств в отчетном периоде.

Фондоёмкость и фондоотдачу относят к обобщающим показателям. Анализ показателей эффективности организации проводится по основным средствам торгового предприятия в целом.

Стоит учитывать ряд положительных и отрицательных особенностей внеоборотных активов. К положительным особенностям внеоборотных активов можно отнести то, что они не подвержены потере стоимости в результате инфляции и лучше защищены от неё. В периоды подъёма конъюнктуры рынка им, как правило, выделена большая часть резервов для существенного расширения объема производственной деятельности. Внеоборотные активы способны генерировать стабильную прибыль даже при неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре, а при невозможности или нецелесообразности их использования по прямому назначению они могут передаваться в аренду другим хозяйствующим субъектам. В процессе деятельности организации риск потерь по внеоборотными активам сравнительно меньше.

К недостаткам внеоборотных активов можно отнести их моральный износ, в частности активной части основных фондов, в связи с чем, даже при выводе из эксплуатации данные активы теряют свою стоимость. Они тяжело поддаются финансовому менеджменту, так как мало изменчивы по структуре в краткосрочном периоде. В краткосрочном периоде они являются неликвидными, так как не могут обеспечить потока платежей при снижении уровня платежеспособности и угрозе банкротства организации.

Как оборотные, так и внеоборотные активы торгового предприятия подразделяются на отдельные виды. Так в составе оборотных активов торгового предприятия выделяют следующие виды:

1) Запасы товаров. К ним относятся товарные запасы всех видов, предназначенные для реализации. В составе баланса они отражаются как по покупной (в ценах закупки), так и по продажной (в ценах возможной реализации) стоимости.

2) Запасы материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов. В состав материалов включаются разнообразные их виды, предназначенные для ремонта; упаковочные материалы. В состав малоценных и быстроизнашивающихся предметов входят средства труда со сроком эксплуатации до одного года.

3) Дебиторская задолженность (расчеты с дебиторами). К ней относится задолженность юридических и физических лиц торговому предприятию за товары и услуги, предусмотренные договором, оказываемые партнерам поставляющим продукцию.

4) Денежные активы. К ним относятся денежные средства торгового предприятия в кассе, на расчетном и валютном его счетах и в других формах.

5) Краткосрочные финансовые вложения. В их состав входят вложения средств предприятия в различные ценные бумаги, на депозитные счета в банках на срок менее одного года. По своему экономическому содержанию они представляют собой форму временного использования свободных денежных активов торгового предприятия с целью получения доходов по ним в краткосрочном периоде.

6) Прочие виды оборотных активов. К ним относятся расходы будущих периодов (затраты, произведенные в данном отчетном периоде, но которые будут отнесены на издержки обращения в будущих отчетных периодах).

В составе внеоборотных активов торгового предприятия выделяют следующие виды:

1) Основные средства. В их состав входят принадлежащие торговому предприятию средства труда в форме зданий, помещений, машин, механизмов, оборудования со сроком службы более одного года.

2) Нематериальные активы. К ним относятся приобретенные торговым предприятием права пользования товарными знаками, патентами, лицензиями, авторскими правами и другие аналогичные имущественные права.

3) Незавершенные капитальные вложения. К ним относятся незавершенные реальные инвестиции торгового предприятия в новое строительство, реконструкцию помещений и другие реальные объекты.

4) Долгосрочные финансовые вложения. К ним относятся долгосрочные (на срок более одного года) финансовые инвестиции торгового предприятия в уставные фонды совместных предприятий, в разнообразные фондовые и денежные инструменты (акции, долгосрочные облигации, долгосрочные депозитные вклады и т.п.).

5) Прочие виды внеоборотных активов. В их состав входят оборудование, предназначенное к установке, расчеты с участниками.

По форме функционирования активы торговой организации делятся на: материальные, нематериальные и финансовые.

Материальные активы имеют вещественную форму, в их состав входят: основные фонды; незавершенные капитальные вложения; оборудование, предназначенное к установке и использования организацией; производственные запасы сырья и материалов; запасы товаров; запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов; объем незавершенного производства; прочие виды материальных активов.

Нематериальные активы не имеют вещественной формы, но принимают участие в хозяйственной деятельности и формировании прибыли организации. В частности к нематериальным активам относятся: приобретенные организацией права на пользование земельными участками и отдельными природными ресурсами, продукты программного обеспечения, товарные знаки, патенты, ноу-хау, объекты интеллектуальной собственности и другие аналогичные виды ценностей.

Финансовые активы выступают в форме наличных денежных средств и разнообразных финансовых инструментов. К этой группе активов относятся: денежные средства в национальной и иностранной валюте, дебиторская задолженность, краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения организации.

Активы также делятся по степени ликвидности, что означает способность актива с минимальными затратами и предельно быстро превратиться в наличные деньги. Различают: абсолютно ликвидные, быстроликвидные, среднеликвидные, слаболиквидные и неликвидные активы.

Абсолютно ликвидные активы существуют в виде готового средства платежа в национальной или иностранной валюте, не требующие дополнительных действий для их реализации.

Быстроликлидные активы включают в себя группу активов, которая может быть быстро и с минимальными затратами превращена в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей стоимости в целях своевременного обеспечения платежей по текущим финансовым обязательствам организации. К ним можно отнести краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность (кроме безнадежной).

Среднеликвидные активы могут быть переведены в денежную форму без ощутимых потерь своей стоимости, в срок от одного до шести месяцев. К этой группе активов обычно относятся запасы с учетом вычета расходов будущих периодов и НДС.

Слаболиквидные активы могут быть переведены в денежную форму без потерь текущей стоимости только по истечении значительного периода времени. К ним можно отнести: основные средства, незавершенные капитальные вложения, оборудование, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, долгосрочная дебиторская задолженность.

Неликвидные активы не могут быть реализованы самостоятельно. Такие активы реализуются только в составе целостного имущественного комплекса. К ним относятся: безнадежная дебиторская задолженность, расходы будущих периодов и другие.

В зависимости от источников формирования активы делят на чистые и валовые. Валовые активы представляют собой всю совокупность активов организации, сформированных за счет как собственного, так и заемного капитала. Чистые активы – стоимостная совокупность имущественных ценностей (активов), сформированных только за счет собственного капитала.

По праву собственности активы делятся на собственные и арендуемые. Собственные активы организации находятся в постоянной её владении на праве собственности и отражаются на счетах баланса. Арендуемые активы находятся во временном владении организации в соответствии с заключенными договорами лизинга, аренды.

Формирование активов организаций торговли осуществляется за счет инвестированного в них капитала. Сама теория капитала является сердцевиной науки и практики управления финансами. В экономической теории, капиталом являются финансовые ресурсы или стоимость средств, инвестируемые на формирование активов организации для осуществления экономической деятельности в целях получения прибыли организацией, а также обеспечения на этой основе расширенного воспроизводства.

Капитал организации характеризуется многоаспектной сущностью. Капитал в торговых организациях можно представить в виде обособленной части промышленного капитала, которая в свою очередь выполняет процесс реализации товаров, перепродажи товаров с торговой надбавкой к закупочной цене продукции с целью получения прибыли. НДС торговые организации также включают в продажную стоимость единицы продукции. В целом капитал, обычно, можно представить в виде совокупных ресурсов организации, инвестируемых в формирование его активов и приносящих доход. Чтобы выдержать конкуренцию торговые организации осуществляют периодические мониторинги цен конкурентов, в соответствии с которыми формируют собственную полочную цену. Прибыль торговой организации формируется из разницы между закупочной ценой и продажной ценой. На сумму прибыли торговой организации оказывают воздействие: количество реализованной продукции; маржинальность, установленная на единицу продукции; издержки торговли.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (05.11.2018)
Просмотров: 532 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск