Хозяйственные правоотношения едины по своей юридической и экономической природе. Однако в рамках этого единства обнаруживается их видовое различие, предопределенное разнообразием огромного числа связей участников хозяйствования в сфере материального производства.
В науке хозяйственного права используются различные классификационные критерии для выделения видов хозяйственных правоотношений: по объектам хозяйственно-правового регулирования, по участникам (субъектам) этих правоотношений, по основаниям их возникновения, изменения и прекращения, по применяемым в них методам регулирования и др. Все эти разделения в известной мере условны, что не позволяет резко противопоставлять эти правоотношения друг другу ввиду их внутреннего единства и переплетения. Однако в различии отдельных видов хозяйственных правоотношений имеется немалый смысл, поскольку таким путем выявляются особенности, присущие только определенным правовым отношениям. Кроме того, при учете единства и различия хозяйственных правоотношений расширяются познавательные возможности — проблема хозяйственных правоотношений обнаруживает новые аспекты, что способствует наиболее полному раскрытию ее сущности.[1]
Необходимо иметь в виду, что критерии классификации хозяйственных правоотношений имеют прежде всего внутриотраслевое значение. Их следует отличать от тех критериев, которые используются в общей теории права (правоотношения общие и конкретные, абсолютные и относительные, активного и пассивного типов и др.). Дело в том, что в общей теории права предметом классификации служит значительно большее разнообразие правоотношений по сравнению с тем, которое существует в хозяйственном праве. Поэтому критерии классификации, принятые в общей теории права и в науке хозяйственного права, могут не совпадать.
Тем не менее использование отдельных общетеоретических критериев классификации правоотношений может оказаться весьма полезным. Так, разделение хозяйственных правоотношений на относительные и абсолютные позволило выделить целую группу правоотношений, играющую ключевую роль в этой отрасли права (более подробно речь об этом ниже).
По объектам правового регулирования хозяйственные правоотношения разделяются на вещные (вещные абсолютные и вещные абсолютно-относительные) и обязательственные.
По сфере своего преимущественного функционирования различают хозяйственные правоотношения, возникающие в промышленном производстве, капитальном строительстве, на транспорте и в связи, аграрно-промышленном комплексе и др. Следовательно, критерием выделения тех или иных видов хозяйственных правоотношений в данном случае может выступать существующее разделение народного хозяйства на отрасли и подотрасли (прежде всего в сфере материального производства). Каждая из упомянутых отраслей или подотраслей народного хозяйства может придавать своеобразие возникающим здесь правоотношениям, что обычно отражается на составе его участников, характере распределения прав и обязанностей.
По критерию субъекта хозяйственные правоотношения можно разделить на следующие виды: а) между предприятиями (объединениями, хозяйственными обществами) и органами хозяйственного руководства ; б) между органами хозяйственного руководства; в) между предприятиями (объединениями, хозяйственными обществами); г) между другими хозяйственными организациями; д) внутрихозяйственные правоотношения.
Определенное значение имеет и такая классификация хозяйственных правоотношений, которая учитывает основания их возникновения, изменения и прекращения. Как отмечается в литературе, речь идет о хозяйственных правоотношениях, возникающих непосредственно из государственных заказов, актов органов хозяйственного руководства, а также из хозяйственных договоров. Сравнительно небольшое место занимают хозяйственные правоотношения, возникающие из иных оснований (причинения вреда, неосновательного обогащения и др.).
Теперь целесообразно остановиться на более подробной характеристике хозяйственных правоотношений, имеющих, как ранее было отмечено, ключевое значение в механизме хозяйственно-правового регулирования.
В указанную группу включены следующие виды хозяйственных правоотношений: 1) абсолютные вещные хозяйственные правоотношения; 2) абсолютно-относительные вещные хозяйственные правоотношения; 3) абсолютные хозяйственные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности; 4) относительные обязательственные хозяйственные правоотношения (хозяйственно-управленческие, производственно-хозяйственные, внутрихозяйственные); 5) неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения .[2]
Абсолютные вещные хозяйственные правоотношения. Чтобы уяснить себе юридический смысл этого правоотношения, необходимо прежде всего четко осознать исключительную важность вещного элемента в хозяйствовании. Хозяйствующим субъектом в полном смысле слова можно стать лишь при условии владения, пользования и распоряжения факторами производства. Наличие собственности у субъекта дает ему необходимую хозяйственную самостоятельность, которая только и позволяет создать производство как целостный и эффективный процесс. Без самостоятельности нет собственных решений, а без собственных решений хозяйствование теряет всякий смысл.
Если для хозяйствования собственность является экономическим абсолютом, то она не может не быть здесь и юридическим абсолютом. В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных лиц — они не должны препятствовать осуществлению права собственности (конечно, если при этом отсутствуют злоупотребления этим правом). Именно в таком праве нуждается предприятие и любой другой субъект хозяйствования — в праве максимально полно и свободно использовать принадлежащее ему имущество.
Абсолютно-относительные вещные хозяйственные правоотношения. Изначально имущественные объекты могут и не принадлежать субъекту хозяйствования, но в процессе производства они обязательно должны находиться в возможно более полном его распоряжении. Этим экономическим целям отвечает такая юридическая конструкция, как абсолютно-относительные вещные хозяйственные правоотношения. К числу этих правоотношений относят те из них, которые возникают на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и других прав на имущество, полученное от собственников для осуществления хозяйственной деятельности.
Абсолютные хозяйственные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно то, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности. Эта деятельность выступает в качестве объекта правоотношения. При этом у субъекта, осуществляющего хозяйственную деятельность в рамках закона, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны воздерживаться от совершения тех действий, которые в той или иной мере препятствовали осуществлению этого права — свободно, но, разумеется, в рамках закона вести предпринимательскую и любую другую хозяйственную деятельность.
В данном виде правоотношений нашел свое отражение объективный факт хозяйственного разделения труда в сфере общественного производства. Здесь производственные процессы и обслуживающая их хозяйственная деятельность не замыкаются в какой-либо одной производственной единице. Поэтому такое разделение труда может иметь вид, например, межпроизводственного («межпред -приятийного») или внутрипроизводственного («внутрипредприятийного»). Идя таким путем, можно увидеть еще одно проявление хозяйственного разделения труда — надпроизводственого, при котором определенная часть имущественно-организационных вопросов производства решается государством и его органами от имени и в интересах всего общества.
Поэтому хозяйственные обязательственные правоотношения в зависимости от того, какую сферу взаимодействия они обслуживают, разделяют на три основных вида:[3]
1) хозяйственно-управленческие;
2) производственно-хозяйственные;
3) внутрихозяйственные.
Указанные выше виды хозяйственных правоотношений получили развернутое обоснование в юридической литературе. Правда, это было сделано при использовании законодательства советского периода. Однако принципиальный подход к этому виду правоотношений, всесторонний юридический анализ их структуры сохраняют свою ценность и в наше время.
Между тем В. С. Мартемьянов предложил включить в эту группу правоотношений и такой новый вид, как «территориально-хозяйственные правоотношения». Такое предложение принципиальных возражений не вызывает. Действительно, появление этих правоотношений обусловлено необходимостью решения задач комплексного и эффективного развития хозяйства страны. Здесь требуется тесное сотрудничество территориальных единиц, органов местного самоуправления, отраслевых хозяйственных звеньев и, естественно, предприятий. Несмотря на то, что компетенция региональных органов власти в этой сфере постоянно расширяется, в целом еще не сложилась та законодательная база, которая позволила бы придать этим правоотношениям завершенный вид.[4]
Ниже следуют пояснения к отдельным видам относительных обязательственных хозяйственных правоотношений.
Иногда довольно сложно выявить отраслевую природу правоотношений в сфере управленческих, вертикальных связей. Так, неоднозначную юридическую квалификацию получают отношения между органами налоговой службы и производственно-хозяйственными субъектами. Существует точка зрения, согласно которой эти отношения являются хозяйственными, а потому хозяйственными являются и возникающие здесь правоотношения. Однако чаще всего утверждается, что налоговые правоотношения в чистом виде субординационные, типичные «властеот-ношения», а потому этот институт следует рассматривать как часть финансового права. Если же внимательно присмотреться к этим отношениям, то можно обнаружить их «многоконтурность».
Налогообложение имеет, бесспорно, бюджетный аспект. Это означает, что на всех субъектах хозяйствования лежит конституционная обязанность по уплате налогов. Акты органов налоговой службы, направленные на защиту публичных интересов, устанавливают правоотношения этих субъектов с государством. Следовательно, ответственность, которая наступает в результате невыполнения указаний органов налогообложения, устанавливается перед государством. Думается, что в этом случае можно говорить о финансовом правоотношении. Однако важно учитывать, что компетенция органов налоговой службы значительно шире того, чтобы выдавать только властные указания. И реальные отношения между этими органами и субъектами хозяйствования более разнообразны. Среди последних имеются и такие, которые порождают для каждого участника этих отношений как права, так и обязанности. В качестве примера можно назвать отношения, связанные с условиями и порядком возврата ранее уплаченного налога на добавленную стоимость, с выбором гражданином-предпринимателем способа налогообложения дохода (в обычном порядке, то есть периодически и пропорционально доходу, или в виде фиксированного налога путем приобретения патента), с возникновением «налогового залога» и др. Здесь уже должны учитываться не только публичные, но и частные интересы. Не следует забывать, что имущественная сфера субъекта хозяйствования весьма чувствительна к тому, в каком направлении развиваются эти отношения. Ко всему этому можно добавить, что в этих отношениях могут реализоваться также абсолютные хозяйственные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Ведь неоправданное вмешательство органов налоговой службы в производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятий способно причинить (а на практике зачастую и причиняет) существенные имущественные потери, что требует защиты их прав и интересов. По нашему мнению, во всех приведенных примерах речь идет о возникновении и реализации именно хозяйственных правоотношений.
Хозяйственные правоотношения между органами хозяйственного руководства имеют своей целью организацию взаимоотношений хозяйственных систем и координацию их деятельности. Такие правоотношения складываются между различными министерствами, ведомствами и хозяйственными объединениями.[5]
Используемый здесь термин «производственно-хозяйственные правоотношения» указывает на максимальную приближенность этих правоотношений к производственной деятельности субъектов хозяйствования. Он призван заменить собой часто употребляемый ранее термин «оперативно-хозяйственный». Это соответствовало природе прежнего экономического строя — основные имущественно-организационные задачи тогда решались «наверху», а предприятиям суждено было оперативно их выполнять. В рыночных же условиях центр тяжести подлинно хозяйственной деятельности переместился туда, где он изначально и должен был находиться — на предприятия и иные субъекты хозяйственной деятельности.[6]
На основании вышесказанного можно сделать следующий вывод:
Хозяйственная деятельность – это деятельность по выпуску товаров (работ, услуг), а также осуществление руководства такой деятельностью и ее государственно-властного регулирования.
Соответственно, хозяйствующие субъекты – физические или юридические лица, занимающиеся деятельностью по выпуску товаров (работ, услуг), а также осуществляющие руководство такой деятельностью и ее государственно-властное регулирование.
Субъектами могут быть физические лица и юридические лица. Физические лица - это отдельные граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), находящиеся на территории государства и обладающие правоспособностью. Юридические лица - это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать права и осуществлять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Среди субъектов правовых отношений особое место занимает государство, которое не зависит от других субъектов права и устанавливает статус всех иных участников правоотношений.
Характер и степень участия субъектов в правоотношениях определяется их правосубъектностью.
Вторым элементом состава правоотношения является его объект. Объектом правоотношения называют те материальные, духовные и иные социальные блага и ценности, по поводу которых возникло правоотношение (здание, произведение искусства и т. п.). Объектами правоотношений могут быть:
- предметы материального мира (средства производства, ценные бумаги и т. п.);
- продукты духовного творчества людей (произведения литературы, живописи, кино и др.);
- личные нематериальные блага;
- поведение субъекта права и его результаты (например, выполнение условий гражданского договора).
|