Пятница, 10.01.2025, 15:49
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Хозяйственные правоотношения

Хозяйственные правоотношения едины по своей юридической и экономической природе. Однако в рамках этого единства обнаруживается их видовое различие, предопределенное разнообразием огромно­го числа связей участников хозяйствования в сфере материального производства.

В науке хозяйственного права используются различные классификационные критерии для выделения видов хозяйственных правоотношений: по объектам хо­зяйственно-правового регулирования, по участникам (субъектам) этих правоотно­шений, по основаниям их возникновения, изменения и прекращения, по применяе­мым в них методам регулирования и др. Все эти разделения в известной мере условны, что не позволяет резко противопоставлять эти правоотношения друг другу ввиду их внутреннего единства и переплетения. Однако в различии отдель­ных видов хозяйственных правоотношений имеется немалый смысл, поскольку та­ким путем выявляются особенности, присущие только определенным правовым отношениям. Кроме того, при учете единства и различия хозяйственных правоот­ношений расширяются познавательные возможности — проблема хозяйственных правоотношений обнаруживает новые аспекты, что способствует наиболее полно­му раскрытию ее сущности.[1]

Необходимо иметь в виду, что критерии классификации хозяйственных пра­воотношений имеют прежде всего внутриотраслевое значение. Их следует отли­чать от тех критериев, которые используются в общей теории права (правоотно­шения общие и конкретные, абсолютные и относительные, активного и пассивного типов и др.). Дело в том, что в общей теории права предметом классификации служит значительно большее разнообразие правоотношений по сравнению с тем, которое существует в хозяйственном праве. Поэтому критерии классифика­ции, принятые в общей теории права и в науке хозяйственного права, могут не совпадать.

Тем не менее использование отдельных общетеоретических критериев класси­фикации правоотношений может оказаться весьма полезным. Так, разделение хо­зяйственных правоотношений на относительные и абсолютные позволило выде­лить целую группу правоотношений, играющую ключевую роль в этой отрасли права (более подробно речь об этом ниже).

По объектам правового регулирования хозяйственные правоотношения разде­ляются на вещные (вещные абсолютные и вещные абсолютно-относительные) и обязательственные.

По сфере своего преимущественного функционирования различают хозяй­ственные правоотношения, возникающие в промышленном производстве, капи­тальном строительстве, на транспорте и в связи, аграрно-промышленном комплек­се и др. Следовательно, критерием выделения тех или иных видов хозяйственных правоотношений в данном случае может выступать существующее разделение на­родного хозяйства на отрасли и подотрасли (прежде всего в сфере материального производства). Каждая из упомянутых отраслей или подотраслей народного хо­зяйства может придавать своеобразие возникающим здесь правоотношениям, что обычно отражается на составе его участников, характере распределения прав и обязанностей.

По критерию субъекта хозяйственные правоотношения можно разделить на следующие виды: а) между предприятиями (объединениями, хозяйственными обществами) и органами хозяйственного руководства ; б) между органами хозяй­ственного руководства; в) между предприятиями (объединениями, хозяйственны­ми обществами); г) между другими хозяйственными организациями; д) внутрихо­зяйственные правоотношения.

Определенное значение имеет и такая классификация хозяйственных правоот­ношений, которая учитывает основания их возникновения, изменения и прекраще­ния. Как отмечается в литературе, речь идет о хозяйственных правоотношениях, возникающих непосредственно из государственных заказов, актов органов хозяй­ственного руководства, а также из хозяйственных договоров. Сравнительно не­большое место занимают хозяйственные правоотношения, возникающие из иных оснований (причинения вреда, неосновательного обогащения и др.).

Теперь целесообразно остановиться на более подробной характеристике хо­зяйственных правоотношений, имеющих, как ранее было отмечено, ключевое зна­чение в механизме хозяйственно-правового регулирования.

В указанную группу включены следующие виды хозяйственных правоотноше­ний: 1) абсолютные вещные хозяйственные правоотношения; 2) абсолютно-отно­сительные вещные хозяйственные правоотношения; 3) абсолютные хозяйственные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности; 4) относи­тельные обязательственные хозяйственные правоотношения (хозяйственно-управ­ленческие, производственно-хозяйственные, внутрихозяйственные); 5) неиму­щественные абсолютные хозяйственные правоотношения .[2]

Абсолютные вещные хозяйственные правоотношения. Чтобы уяснить себе юридический смысл этого правоотношения, необходимо прежде всего четко осо­знать исключительную важность вещного элемента в хозяйствовании. Хозяй­ствующим субъектом в полном смысле слова можно стать лишь при условии вла­дения, пользования и распоряжения факторами производства. Наличие собственности у субъекта дает ему необходимую хозяйственную самостоятель­ность, которая только и позволяет создать производство как целостный и эффективный процесс. Без самостоятельности нет собственных решений, а без собст­венных решений хозяйствование теряет всякий смысл.

Если для хозяйствования собственность является экономическим абсолютом, то она не может не быть здесь и юридическим абсолютом. В абсолютном право­отношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных лиц — они не должны препятствовать осуществлению права собственности (конечно, если при этом отсутствуют злоупотребления этим правом). Именно в таком праве нуждается предприятие и любой другой субъект хозяйствования — в праве максимально полно и свободно использовать принадлежащее ему иму­щество.

Абсолютно-относительные вещные хозяйственные правоотношения. Из­начально имущественные объекты могут и не принадлежать субъекту хозяйство­вания, но в процессе производства они обязательно должны находиться в возмож­но более полном его распоряжении. Этим экономическим целям отвечает такая юридическая конструкция, как абсолютно-относительные вещные хозяйственные правоотношения. К числу этих правоотношений относят те из них, которые воз­никают на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и дру­гих прав на имущество, полученное от собственников для осуществления хозяй­ственной деятельности.

Абсолютные хозяйственные правоотношения по ведению собственной хо­зяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно то, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности. Эта деятельность вы­ступает в качестве объекта правоотношения. При этом у субъекта, осуществляю­щего хозяйственную деятельность в рамках закона, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны воздерживаться от совершения тех действий, которые в той или иной мере препятствовали осуществлению этого права — сво­бодно, но, разумеется, в рамках закона вести предпринимательскую и любую дру­гую хозяйственную деятельность.

В данном виде правоотношений нашел свое отражение объективный факт хо­зяйственного разделения труда в сфере общественного производства. Здесь про­изводственные процессы и обслуживающая их хозяйственная деятельность не за­мыкаются в какой-либо одной производственной единице. Поэтому такое разделение труда может иметь вид, например, межпроизводственного («межпред -приятийного») или внутрипроизводственного («внутрипредприятийного»). Идя таким путем, можно увидеть еще одно проявление хозяйственного разделе­ния труда — надпроизводственого, при котором определенная часть имуществен­но-организационных вопросов производства решается государством и его органа­ми от имени и в интересах всего общества.

Поэтому хозяйственные обязательственные правоотношения в зависимости от того, какую сферу взаимодействия они обслуживают, разделяют на три основных вида:[3]

1) хозяйственно-управленческие;

2) производственно-хозяйственные;

3) внутрихозяйственные.

Указанные выше виды хозяйственных правоотношений получили развернутое обоснование в юридической литературе. Правда, это было сделано при ис­пользовании законодательства советского периода. Однако принципиальный под­ход к этому виду правоотношений, всесторонний юридический анализ их структу­ры сохраняют свою ценность и в наше время.

Между тем В. С. Мартемьянов предложил включить в эту группу правоот­ношений и такой новый вид, как «территориально-хозяйственные правоотноше­ния». Такое предложение принципиальных возражений не вызывает. Дей­ствительно, появление этих правоотношений обусловлено необходимостью решения задач комплексного и эффективного развития хозяйства страны. Здесь требуется тесное сотрудничество территориальных единиц, органов местного са­моуправления, отраслевых хозяйственных звеньев и, естественно, предприятий. Несмотря на то, что компетенция региональных органов власти в этой сфере по­стоянно расширяется, в целом еще не сложилась та законодательная база, которая позволила бы придать этим правоотношениям завершенный вид.[4]

Ниже следуют пояснения к отдельным видам относительных обязательствен­ных хозяйственных правоотношений.

Иногда довольно сложно выявить отраслевую природу правоотношений в сфере управленческих, вертикальных связей. Так, неоднозначную юридическую квалификацию получают отношения между органами налоговой службы и произ­водственно-хозяйственными субъектами. Существует точка зрения, согласно кото­рой эти отношения являются хозяйственными, а потому хозяйственными являются и возникающие здесь правоотношения. Однако чаще всего утверждается, что на­логовые правоотношения в чистом виде субординационные, типичные «властеот-ношения», а потому этот институт следует рассматривать как часть финансового права. Если же внимательно присмотреться к этим отношениям, то можно обнаружить их «многоконтурность».

Налогообложение имеет, бесспорно, бюджетный аспект. Это означает, что на всех субъектах хозяйствования лежит конституционная обязанность по уплате на­логов. Акты органов налоговой службы, направленные на защиту публичных ин­тересов, устанавливают правоотношения этих субъектов с государством. Следова­тельно, ответственность, которая наступает в результате невыполнения указаний органов налогообложения, устанавливается перед государством. Думается, что в этом случае можно говорить о финансовом правоотношении. Однако важно учи­тывать, что компетенция органов налоговой службы значительно шире того, чтобы выдавать только властные указания. И реальные отношения между этими органа­ми и субъектами хозяйствования более разнообразны. Среди последних имеются и такие, которые порождают для каждого участника этих отношений как права, так и обязанности. В качестве примера можно назвать отношения, связанные с условиями и порядком возврата ранее уплаченного налога на добавленную сто­имость, с выбором гражданином-предпринимателем способа налогообложения до­хода (в обычном порядке, то есть периодически и пропорционально доходу, или в виде фиксированного налога путем приобретения патента), с возникновением «на­логового залога» и др. Здесь уже должны учитываться не только публичные, но и частные интересы. Не следует забывать, что имущественная сфера субъекта хо­зяйствования весьма чувствительна к тому, в каком направлении развиваются эти отношения. Ко всему этому можно добавить, что в этих отношениях могут реали­зоваться также абсолютные хозяйственные правоотношения по ведению собствен­ной хозяйственной деятельности. Ведь неоправданное вмешательство органов на­логовой службы в производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятий способно причинить (а на практике зачастую и причиняет) сущест­венные имущественные потери, что требует защиты их прав и интересов. По нашему мнению, во всех приведенных примерах речь идет о возникновении и реа­лизации именно хозяйственных правоотношений.

Хозяйственные правоотношения между органами хозяйственного руководства имеют своей целью организацию взаимоотношений хозяйственных систем и коор­динацию их деятельности. Такие правоотношения складываются между различны­ми министерствами, ведомствами и хозяйственными объединениями.[5]

Используемый здесь термин «производственно-хозяйственные правоотношения» указывает на максимальную приближенность этих правоотношений к производственной деятельности субъектов хозяйствования. Он призван заме­нить собой часто употребляемый ранее термин «оперативно-хозяйственный». Это соответствовало природе прежнего экономического строя — основные имущественно-организационные задачи тогда решались «наверху», а предприятиям суждено было оперативно их выполнять. В рыночных же условиях центр тяжести подлинно хозяйственной деятельности переместился туда, где он изначально и должен был находиться — на предприятия и иные субъекты хозяйственной деятельности.[6]

На основании вышесказанного можно сделать следующий вывод:

Хозяйственная деятельность – это деятельность по выпуску товаров (работ, услуг), а также осуществление руководства такой деятельностью и ее государственно-властного регулирования.

Соответственно, хозяйствующие субъекты – физические или юридические лица, занимающиеся деятельностью по выпуску товаров (работ, услуг), а также осуществляющие руководство такой деятельностью и ее государственно-властное регулирование.

Субъектами могут быть физические лица и юридические лица. Физические лица - это отдельные граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), находящиеся на территории государства и обладающие правоспособностью. Юридические лица - это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать права и осуществлять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Среди субъектов правовых отношений особое место занимает государство, которое не зависит от других субъектов права и устанавливает статус всех иных участников правоотношений.

Характер и степень участия субъектов в правоотношениях определяется их правосубъектностью.

Вторым элементом состава правоотношения является его объект. Объектом правоотношения называют те материальные, духовные и иные социальные блага и ценности, по поводу которых возникло правоотношение (здание, произведение искусства и т. п.). Объектами правоотношений могут быть:

  • предметы материального мира (средства производства, ценные бумаги и т. п.);
  • продукты духовного творчества людей (произведения литературы, живописи, кино и др.);
  • личные нематериальные блага;
  • поведение субъекта права и его результаты (например, выполнение условий гражданского договора).

 

 

[1] Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М., 2009., стр. 166-169

[2] Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования. М., 2009., стр. 199

[3] Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. Учебник. СПб., 2008., стр. 182-184

[4] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2007., стр. 234

[5] Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права: В 2 ч. М., 2005., стр. 54-57

[6] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2007., стр. 261-278

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (27.10.2018)
Просмотров: 557 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск