Разграничение сфер деятельности между государственными органами происходит в рамках единой государственной власти, на основе обособления специфических функций, что в плане организационно-правовом и техническом плане закрепляется в компетенции конкретного государственного органа. Иногда происходи обособление отдельных звеньев механизма государства и превращение их в доминирующую силу, что является показателем превышения компетенции (полномочий) данного органа и кризиса механизма государства в целом. Так могут усиливаться исполнительные органы в ущерб судебным и законодательным, что приводи к авторитаризму и бюрократизму. Для предупреждения таких перекосов в механизме государства законодательно, в том числе конституционно закрепляется разделение властей, механизмы сдержек и противовесов и организационно-техничекое разделение полномочий, контроль за деятельностью таких структур со стороны контрольных органов. Одностороннее ослабление законодательной или исполнительно-распорядительной, правоохранительной, судебной деятельности неизбежно ведет к выхолащиванию функций государства в целом, ослаблению суверенитета государства [35, с. 64-65].
В зависимости от функций, направленных на те или иные жизненные сферы, территориального ареала исполнения полномочий, органы государственной власти также разделяются на центральные, территориальные (местные) органы, представляющие центр на местах, органы общей и отраслевой (специальной) компетенции.
Компетенция (от латин. сompetere – добиваться, подходить, соответствовать) – круг полномочий какого либо органа, должностного лица, за которые он отвечает и для реализации которых он обладает правами и средствами исполнения. Компетенция бывает общая и отраслевая (специальная), исключительная и альтернативная, а также конкурентная. Общая компетенция характерна, например, для правительства, а отраслевая – для министерства или государственной службы. Вопросы исключительной компетенции (исключительный предмет ведения) правомочен решать только тот субъект государственного управления, за которым он закреплен. Альтернативная компетенция предполагает возможность решения данных вопросов не одним, а несколькими субъектами, что должно быть оговорено в нормативных актах (положениях, инструкциях). Конкурентная компетенция предполагает возможность решения вопросов и несения ответственности за них двумя или несколькими субъектами, причем реализует их один субъект, пока у него это получается успешно, в случае неудачного исполнения, другой субъект, обычно занимающий более высокое место в административной иерархии, вправе забрать решение данных вопросов в свою компетенцию. С понятием компетенции тесно связаны понятия «предметы ведения», «полномочия», «прав и обязанности должностных лиц».
Государственные органы различаются между собой по функциям, задачам, структуре, компетенции, сферам деятельности. Наиболее сложным является вопрос, связанный с характеристикой функций и компетенции государственных органов исполнительной власти. Как правило, определение структуры государственных органов должно начинаться с выявления необходимых и избыточных функций. Каждое звено государственного аппарата представлено многочисленными и многообразными органами и должно чутко реагировать на изменение целей, задач, интересов общества, что отражается на функциях органов [31, с. 57].
Действующая по законодательству система сдержек и противовесов влияет на формирование и функционирование государственных органов. Эта система имеет горизонтальное и вертикальное измерение: сдержки и противовесы в системе центральных (федеральных) органов и между федеральными органами и государственными органами субъектов. В России различают федеральные органы государственной власти, в том числе их территориальные органы, представляющие центральную власть на местах и региональные органы. Так, законодательные органы создаются на двух уровнях: федеральные органы и законодательные органы субъектов РФ. Причем эти уровни практически самостоятельны: их связывает только право федеральной законодательной инициативы у законодательных органов субъектов РФ, право последних влиять на принятие законов, регулирующих предметы совместного ведения федерации и ее субъектов, а также право федеральной Государственной Думы обращаться в суд, если законодательный орган субъект РФ принимает закон, противоречащий федеральному законодательству. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации законодательных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами.
Законодательным органом России является Федеральное Собрание – парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Глава государства – Президент РФ. Широта полномочий Президента, в том числе наличие широкой дискреции недостаточно ограничена противовесами. Предусмотрена конституционная ответственность Президента РФ – он может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Но эти сдержки и противовесы практически реализовать невозможно.
Судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебную систему России составляют: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, соответствующие суды субъектов федерации. В Конституции РФ предусмотрено, что Президент РФ может в порядке, установленном федеральным законом, назначать судей других федеральных судов.
В России сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Российской Федерации, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
Задачи административной реформы в РФ лежат в основе определения функций, интеграции управления отдельными сферами и отраслями; благодаря возможностям интеграции возникают органы общей компетенции и координирующие органы. Особенно это важно для государственных органов исполнительной власти. Так наряду с председателем правительства учреждаются должности заместителей (вице-премьеров), отвечающих за крупные сферы и блоки отраслей. Затем из определяемых для управления жизненных сфер выявляется обособление разных функций, а на основе этого, выявляются специальные (отраслевые) компетенции, исключительные и альтернативные (конкурентные) предметы ведения. Осуществляется дифференциация управления различными органами в пределах отрасли, появляются новые отраслевые органы. Применяется часто и обратный порядок определения функций и компетенций: от отдельных функций к общим.
По Конституции РФ исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, состоящее из Председателя, заместителей Председателя, федеральных министров. В пределах ведения Федерации, совместных полномочий федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В системе исполнительной власти проводится реформа (административная реформа). Выявляются избыточные функции, устраняются лишние звенья.
Инвентаризация функций 2006-2009 гг. обнаружила излишних функций около 5 тыс. Долго различные органы не хотели отказываться от своих функций. Затем вместо традиционных центральных органов государственного управления (министерств, ведомств, государственных комитетов, служб, имеющих в своем составе соответствующие управления и отделы), создана в основном 3-х уровневая система: «федеральные министерства – федеральные службы – федеральные агентства». Министерства осуществляют общее управление, занимаются нормотворчеством, службы направлены в основном на контрольно-ревизионную деятельность, а агентства создают государственные предприятия, ведут хозяйственную деятельность. Предлагается также службы как контрольные инстанции (федеральные службы) вывести из подчинения министерства и подчинить непосредственно правительству, чтобы усилить их компетенцию и сделать более независимыми от ведомственных интересов. Но и часть агентств (агентство по спорту и агентство по туризму) были подчинены непосредственно Правительству РФ [4, с. 150-154].
Исполнительная власть в субъектах федерации принадлежит различным по названию органам: правительствам, областным или краевым администрациям, которые возглавляются соответствующими должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства и т.д.).
|