Заключительная стадия управления маркетингом - контроль, который включает сравнение реального развития событий с запланированными или ожидаемыми показателями в течение определенного периода. Он позволяет выявить и предупредить отклонения, ошибки, найти новые резервы и возможности развития, приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды [7, с. 117].
Выделяют 3 типа маркетингового контроля:
- контроль за исполнением годовых планов (убедиться, что факт выходит на все показатели, заложенные в годовой план) – заключается в постоянном слежении за текущими маркетинговыми усилиями и достигнутыми результатами, чтобы удостовериться в достижении запланированных за год показателей сбыта и прибылей. Дается ответ на след вопросы:
- чего мы хотим достичь;
- что происходит;
- почему так происходит;
- что нужно сделать для исправления положения?
Основными средствами контроля являются анализ возможностей сбыта, анализ доли рынка, анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбытом и наблюдение за отношением клиентов.
- контроль прибыльности (периодический анализ фактической прибыльности по различным товарным, группам потребителей, каналам сбыта и объемам заказов) – требует выявления всех издержек и установления фактической рентабельности деятельности предприятия по товарным группам, сбытовым территориям, сегментам рынка, торговым каналам и заказам разного объема.
Прежде всего, нужно ответить на следующие вопросы:
а) в какой мере совершение покупки зависит от типа канала сбыта?
б) будут ли покупатели искать товар в других магазинах, если закрыть некоторые?
в) оптимальны ли маркетинговые стратегии в отношении всех каналов?
- контроль за исполнением стратегических установок (периодическое “отступление назад” для критической оценки общего подхода фирмы к рынку) – это деятельность с целью убедится, что маркетинговые задачи, стратегии и программы предприятия оптимально соответствуют требованиям существующей и прогнозируемой маркетинговой среды. Осуществляется такой контроль посредством ревизии маркетинга, которая представляет собой комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды, задач, стратегий и оперативной деятельности предприятия. Цель ревизии маркетинга заключается в выявлении открывающихся возможностей и возникающих проблем и действий по комплексному совершенствованию маркетинговой деятельностью предприятия.
Ревизия проводится по всем факторам, влияющим на маркетинг: демография, эк-ка, политика, НИОКР, природа, культура, рынки, конкуренты, системы распределения, поставщики, вспомогательные организации, контактные аудитории, структуры маркетинга [4, с. 21-22].
Процесс ревизии маркетинга состоит из шести этапов:
1) определение, кто будет осуществлять ревизию;
2) определение периодичности проведения ревизии;
3) определение области ревизии;
4) разработка бланков для ревизии;
5) проведение ревизии;
6) представление результатов руководству и принятие решений.
Ревизия проводится сотрудниками специализированных фирм по заказу предприятия.
|