Для возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.
Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
Принципиальным является вопрос о том, что включается в состав задолженности предприятия-должника. Согласно Закону в ее состав включаются непогашенные обязательства за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы займов с процентами. При этом не включаются в расчет подлежащие уплате штрафы, неустойка и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
По результатам рассмотрения дела арбитражным судом может быть принято одно из четырех решений:
- об отказе в признании должника банкротом (при установлении отсутствия у должника признаков банкротства, или удовлетворении должником требований кредиторов, или установлении фиктивного банкротства);
- о введении внешнего управления;
- о прекращении производства по делу о банкротстве в случае восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления или мирового соглашения;
- о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (при отсутствии оснований для введения внешнего управления).
Новой процедурой, введенной Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", является наблюдение. Наблюдение становится обязательной стадией разбирательства дела о банкротстве. Наблюдение осуществляет назначенный арбитражным судом временный управляющий, в задачи которого входят: обеспечение сохранности имущества должника; проведение анализа финансового состояния предприятия-должника, позволяющего исключить случаи фиктивного банкротства, определить имеющиеся активы, объем требований кредиторов и возможность восстановления платежеспособности[12].
После проведенного анализа финансового положения должника и выявления перспектив восстановления платежеспособности временный управляющий извещает кредиторов о возбуждении дела о банкротстве и созывает кредиторов на первое собрание. Важнейшим вопросом, который должен согласно Закону быть решен на первом собрании кредиторов, является решение о целесообразности введения внешнего управления.
Наблюдение прекращается при введении внешнего управления или утверждения судом мирового соглашения либо после признания арбитражным судом должника банкротом.
В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" в отношении должника применяются реорганизационные, ликвидационные процедуры, мировое соглашение.
Реорганизационные процедуры предполагают внешнее управление имуществом должника и (или) санацию. Внешнее управление имуществом должника связано с передачей функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему, назначаемому арбитражным судом. Санация (оздоровление) предприятиядолжника предполагает оказание ему финансовой помощи кредиторами или другими заинтересованными лицами.
На период внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Мораторий не распространяется на требования кредиторов, срок исполнения которых наступил после момента введения внешнего управления, а также на требования о взыскании задолженности по заработной плате, по авторским договорам, алиментам, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.
Одно из последствий введения внешнего управления состоит в том, что руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, а управление им полностью возлагается на внешнего управляющего.
План внешнего управления, нацеленного на восстановление платежеспособности, разрабатывается на основе комплексной оценки финансового состояния предприятия[18].
В составе мер по восстановлению платежеспособности Законом предусмотрены такие, как перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных участков по производству продукции, и др. Перечень процедур оздоровления, предлагаемых Законом, не является исчерпывающим, и в план внешнего управления могут быть включены иные организационные и финансовые мероприятия, способствующие стабилизации финансового положения предприятия.
Разработке плана мероприятий должна предшествовать аналитическая работа, нацеленная на выявление сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Конечной целью такого анализа должны стать обоснование стратегии, обеспечивающей его финансовое оздоровление, и конкретные меры, обеспечивающие восстановление платежеспособности.
Для этого проводится анализ сильных и слабых сторон по следующим основным направлениям:
- маркетинг (ценовая политика, организация сбыта, уровень спроса, политика продвижения продукции);
- производство (состояние и уровень использования производственных мощностей, качество и конкурентоспособность продукции);
- ресурсный потенциал (наличие, состояние, резервы повышения эффективности использования);
- организационная структура управления (эффективность, основные функции отдельных подразделений, критерии оценки работы);
финансы (денежные потоки, состояние оборотного капитала, цена финансовых ресурсов и доходность деятельности).
Проведенный анализ позволяет выделить ключевые проблемы и наметить первоочередные меры по их решению.
В качестве основания для введения внешнего управления арбитражным судом могут быть приняты предложения предприятия-должника о возможности осуществления организационных и экономических мероприятий, способных улучшить его финансовое положение, к числу которых могут быть отнесены планируемые структурные изменения за счет совершенствования ассортиментной и ценовой политики; снижение доли низкорентабельной продукции; активизация инновационных процессов, включая создание и использование новых эффективных (конкурентоспособных) продуктов, услуг, технологий[11].
Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Мировое соглашение заключается по решению собрания кредиторов между конкурсными кредиторами и уполномоченными органами, с одной стороны, и должником - с другой, и представляет собой гражданско-правовую сделку, путем которой стороны на основе взаимных уступок определяют размер подлежащих погашению денежных требований и сроки их погашения.
Мировое соглашение заключается в письменной форме и может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на акции, облигации, новации обязательства, прощения долга и т.д. Мировое соглашение утверждается определением арбитражного суда, после чего производство по делу о банкротстве прекращается. Соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в случае неисполнения или существенного нарушения должником его условий.
Главная особенность реорганизационных процедур состоит в том, что они направлены на обеспечение нормального функционирования предприятия и восстановление его платежеспособности.
В отличие от них применение ликвидационных процедур ведет к прекращению деятельности предприятия. Различают принудительную ликвидацию предприятия-должника по решению арбитражного суда и добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.
Арбитражный суд, признав должника банкротом, принимает решение о его ликвидации и об открытии конкурсного производства. Для осуществления ликвидации предприятия назначается ликвидационная комиссия. В ее составе (в случае ликвидации государственного предприятия) принимают участие специалисты по антикризисному управлению, представители соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации, финансовых органов и другие специалисты. В остальных случаях состав ликвидационной комиссии определяют учредители предприятия или орган, принявший решение о его ликвидации, по согласованию с органом, регистрирующим юридических лиц, а в случаях банкротства - арбитражный суд или собрание кредиторов.
Следствиями открытия конкурсного производства для предприятия являются[8]:
- передача функций управления конкурсному управляющему;
- сроки исполнения всех денежных обязательств к должнику считаются наступившими независимо от действительных сроков их исполнения;
- все требования имущественного характера могут быть предъявлены должнику со стороны кредиторов только в рамках конкурсного производства;
- прекращается начисление неустоек и иных финансовых санкций по всем видам задолженности;
- снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом.
Эти правила установлены с целью недопущения увеличения требований одних кредиторов в ущерб интересам других.
Ликвидация предприятия происходит в несколько этапов. На первом этапе устанавливаются сроки, в течение которых предприятию могут быть предъявлены претензии. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации этот срок не может быть менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации. На втором этапе ликвидации выявляются все претензии кредиторов и принимаются меры для взыскания дебиторской задолженности. В этих целях должны быть предъявлены претензии должникам, а при необходимости - судебные иски. На третьем этапе удовлетворяются требования кредиторов. С этой целью ликвидационная комиссия исходя из сведений, содержащихся в утвержденном промежуточном ликвидационном балансе, при недостаточности у ликвидируемого предприятия денежных средств для удовлетворения требований кредиторов должна осуществить продажу с публичных торгов имущества предприятия в размере, достаточном для удовлетворения всех признанных требований кредиторов.
Для предприятия, имеющего форму акционерного общества, в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, по которым возникло право требования их выкупа; во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но невыплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям; в третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами — владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного погашения требований кредиторов предыдущей очереди. Если сумма для удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди недостаточна, эти требования удовлетворяются пропорционально сумме, полагающейся каждому из кредиторов. После этого требования кредиторов считаются погашенными. Иными словами, они не могут быть больше предъявлены (недостающую сумму кредиторам следует отнести на убытки).
Вновь созданное предприятие любой формы собственности на базе имущества ликвидированного вследствие несостоятельности предприятия не несет ответственности по долгам последнего.
Другой вид потерь для кредиторов, возникающих при ликвидации предприятия-должника, связан с разрывом сложившихся производственно-хозяйственных связей. Эти потери сложнее рассчитать количественно, но и они должны приниматься в расчет, если выносится конкретное решение о целесообразности проведения реорганизационных процедур или ликвидации предприятия-должника.
Помимо рассмотренных ранее формальных признаков, позволяющих причислить предприятие к финансово - несостоятельным, существуют различные неформальные критерии, дающие возможность прогнозировать вероятность потенциального банкротства предприятия. К их числу относятся[9]:
- неудовлетворительная структура имущества предприятия, в первую очередь оборотных активов. Тенденция к росту в их составе труднореализуемых активов (сомнительной дебиторской задолженности, запасов товарно-материальных ценностей с длительным периодом оборота) может сделать такое предприятие неспособным отвечать по своим обязательствам;
- замедление оборачиваемости средств предприятия (чрезмерное накапливание запасов, ухудшение состояния расчетов с покупателями);
сокращение периода погашения кредиторской задолженности при замедлении оборачиваемости оборотных активов;
- тенденций к вытеснению в составе обязательств предприятия дешевых заемных средств "дорогостоящими" и их неэффективное размещение в активе;
наличие просроченной кредиторской задолженности и увеличение ее удельного веса в составе обязательств предприятия;
- значительные суммы дебиторской задолженности, относимые на убытки;
тенденция опережающего роста наиболее срочных обязательств в сравнении с изменением высоколиквидных активов;
- падение значений коэффициентов ликвидности;
нерациональная структура привлечения и размещения средств. формирование долгосрочных активов за счет краткосрочных источников средств;
- убытки, отражаемые в балансе, и др.
|