Лидерство – это процесс влияния на индивидуумов или групп лиц для достижения поставленных целей. Лидерство является важнейшим фактором в системе управления организационным управлением. Лидерство представляет собой исторически сложившуюся социальную потребность людей в организации их совместной деятельности.
Лидер – это лицо, которое может оказывать реальное влияние на поведение работников. Формальный руководитель не всегда является лидером. На выдвижение лидера оказывают влияние объективные и субъективные факторы.
Менеджер и лидер - понятия абсолютно различные: менеджер - это должность, а лидер - признание группы; менеджер по сути - исполнитель чужой воли (собственника, совета директоров, других менеджеров), лидер же - всегда инициатор и инноватор.
Методы влияния лидера на подчиненных:
1) упрек;
2) разговор по "душам";
3) "убеждающие" беседы;
4) "охлажденное" общение
5) замечание
6) постановка на вид;
7) оконфузить: - вызвать неподготовленным для доклада; напомнить прилюдно о давней оплошности; громко и нарочито крикливо переспрашивать о чем-либо; переставать подавать руку; не предлагать сесть, присутствуя в кабинете;начать критически отзываться о нем; о его работе;
9) уколоть зарплатой: уменьшить ее неугодному; повысить ее всем, кроме него; повысить ее его недоброжелателю;
10) отчитать как "мальчишку";
11) разово лишить премии;
12) пригрозить увольнением;
13) провести кампанию "мелких придирок";
14) представить его нарушителем трудовой дисциплины;
15) объявить выговор (все равно за что);
16) "забыть" пригласить на общее коллективное мероприятие, к примеру: поездку "на море" или "по грибы"; празднование дня рождения начальника; "обмывание" очередных достижений;
17) психически надавить угрозой причинить неприятности коллективу,
где он, неугодный, работает;
начать ущемлять по работе:"загнать" в неудобный график; ухудшить условия труда;"измордовать" командировками или "доставально-выбивальными"поездками; обеспечивать материалами только по "остаточному" принципу;
19) перевести в другое подразделение с целью отделения его от "своих";
20) устроить ему персональное обсуждение на одном из собраний;
21) схлестнуть с кем-нибудь якобы "на национальной почве";
22) обойти в повышении по службе;
23) "устроить" увольнение людей из-под его подчинения;
24) не предоставлять отпуск по его просьбе;
Теории лидерства:
- «Лидерами не становятся, а рождаются». Многие люди полагают именно так: лидер – это изначально выдающаяся личность, все способности даны ему от природы, а ему остается только пользоваться ими в меру своего разумения и в собственных целях. Такое представление, пожалуй, является самым ранним, и в предельном своем выражении сводит всю историю человечества к результату деяний особых, великих людей.
- Теории лидерских черт. Согласно этому взгляду на лидерство, люди рождаются с определенными задатками и качествами, которые делают их более или менее подходящими для роли лидера, то есть основа лидерства – это ряд конкретных личностных черт. Тем не менее, слабое место таких теорий в том, что не все люди, обладающие соответствующими качествами, действительно проявляют себя как лидеры.
- Теории стечения обстоятельств и ситуационные теории. Здесь имеется в виду, что любая ситуация состоит из множества переменных, специфическое сочетание которых приводит к появлению лидера, и притом именно такого типа, который лучше всего соответствует обстоятельствам. Таким образом, «самого лучшего» лидерского стиля не существует, а лучший лидер – тот, кто лучше всего чувствует ситуацию, в которой находится. Но при этом он не может полностью ею управлять, так как далеко не все переменные ему подконтрольны.
- Поведенческие теории. Приверженцы этой точки зрения считают, что рождаться лидером вовсе не обязательно, научиться этому может любой. Нужно только натренировать необходимые формы поведения и вызывать у окружающих людей нужные реакции с помощью различных позитивных или негативных подкреплений. Истоки этого подхода можно найти в бихевиоризме.
- Теории командной работы. Здесь лидер – этот тот, кто умеет добиться активного участия всех членов группы в совместной целенаправленной деятельности и общего вклада в принятие всех важных для группы решений.
- Управленческие теории. Лидер в этом свете, по сути, является менеджером: контролирует деятельность группы, организует ее и следит за производительностью, используя для всех этих целей разнообразные поощрения и наказания. Главная цель лидера здесь состоит в том, чтобы дать людям ясные указания и добиться, чтобы они выполнялись.
- Теории взаимоотношений, наконец, лучше всего отражают современное понимание лидерства. Природа лидерства здесь объясняется особыми взаимоотношениями, которые складываются между лидером и его приверженцами. Такой лидер способен вдохновлять людей и мотивировать их на работу над достижением поставленных целей, основываясь на заслуженном доверии, взаимном уважении и разделении общих ценностей. Люди следуют за таким лидером не из страха перед наказанием или желания получить награду, а потому, что он выражает их собственные идеалы, стремление к которым способствует их саморазвитию и питает их самоуважение.
|