Маркетинг услуг - научная дисциплина и отрасль современного маркетинга, изучающая особенности маркетинговой деятельности организаций, бизнес которых заключается в получении выгоды от предоставления услуг.
Маркетинговая политика компании, работающей в сфере услуг, значительно отличается от маркетинговой политики компании, работающей с материально-вещественными товарами. Связано это, в первую очередь, с особенностью «производства» или оказания услуг. Отличительной особенностью услуги является то, что она может существовать только при взаимосвязи покупателя услуги и производителя услуги.
На маркетинг услуг влияет то, что услуги обладают рядом особенностей, отличных от товара:
- неосязаемость - покупатель затруднен в определении качества услуги до момента ее оказания;
- ненакапливаемость – услугу нельзя сохранить или складировать как товар, что объясняет высокие издержки производства услуг и расходов на маркетинг услуг;
- неотделимость от источника услуги - процесс оказания услуги трудно отделить от покупателя, который непосредственно участвует в процессе производства и оказания услуги.
Отсюда вытекают и особенности маркетинга услуг, поскольку с товаром невозможно ознакомиться заранее в силу перечисленных причин, и покупателю услуг остается только верить маркетинговым сообщениям производителя услуг о качестве, своевременности оказания услуги.
Ожидаемая услуга - субъективное представление потребителей о качественном уровне маркетинга услуг, который будет им предоставлен. Экстернализация услуг (externalization of services) - маркетинговая концепция развития услуг, связанная с появлением новых видов и форм сервисной деятельности, берущих на себя функции по удовлетворению потребностей, которые прежде удовлетворялись силами организации или домашнего хозяйства[5, с. 132].
Целями маркетинга услуг являются:
- прибыль от услуги и ее рост;
- удовлетворенность покупателей
- постоянные покупатели;
- увеличение ценности услуги;
- улучшение качества обслуживания (удовлетворенность, заинтересованность и высокая производительность труда служащих).
Специфика маркетинга услуг находит отражение и в системе маркетинга. Главная причина создания особого комплекса маркетинговых коммуникаций в сервисных фирмах видится в необходимости донести до покупателя услуг высочайшее качество той услуги, которую он собирается приобрести. Есть и другие причины специфичности комплекса маркетинга услуг. Это, как и писал ранее, непосредственное участие покупателя в процессе оказания услуги, не менее важном, чем результат. Кроме того, невозможность хранения услуг требует точных расчетов возможностей предприятия в сфере услуг, согласования их спроса и предложения.
Модель маркетинга услуг должна основываться на следующих принципах:
- системности подхода к выработке целей, формирования и выделения ресурсов, разработки и реализации стратегических и тактических управленческих решений осуществляемых по всем векторам развития маркетинга услуг;
- формированием мероприятий по приоритетным направлениям развития с учетом изменения внешней среды и наличия внутренних ресурсов фирмы;
- концентрации всех возможных ресурсов для достижения приоритетных задач;
- комплексности: использования экономических, организационных и социально-психологических инструментов маркетинга;
- сочетаемости или непротиворечия разработанных мероприятий, их направленности на решение задач, подчиненных общей цели;
- оптимальности, при которой разработанные и реализуемые мероприятия[7, с. 196].
Концепция маркетинга услуг включает:
- изучение и прогнозирование рынка;
- сегментацию и выбор целевого рынка;
- анализ клиентов;
- анализ конкурентов;
- формирование пакета услуг;
- формирование ценовой политики;
- разработку эффективной системы трейд маркетинга;
- разработку плана маркетинга;
- контроль за реализацией плана маркетинга;
- коррекция плана маркетинга по результатам контроля.
Особенности маркетинга в консалтинге.
Предпосылками для возникновения консалтинга является наличие рыночной экономики, частного бизнеса и независимых экспертов.
В наиболее широком смысле консалтинг трактуется как любая помощь, которую оказывают фирме внешние консультанты при решении разных проблем. Основная цель консалтинга направлена на повышение эффективности деятельности компании в целом, а также увеличение производительности труда каждого отдельного работника.
Существующие на сегодняшний день виды консалтинговых услуг достаточно объемны и охватывают все сферы бизнеса. В качестве примеров консалтинговых услуг можно привести следующие: управленческий, административный, финансовый, кадровый, маркетинговый, производственный, IT, юридический, а также специализированные виды консалтинга.
Маркетинг консалтинговых услуг имеет целый ряд характеристик, отличающих его от маркетинга услуг в целом:
- высокая ценовая надбавка за марку вследствие высокого влияния торговой марки на выбор;
- высокая лояльность удовлетворенных клиентов; консалтинговые услуги имеют длительный цикл продажи;
- уникальность услуг, их высокая мобильность;
- слабая выраженность сезонного фактора;
- критичность фактора конфиденциальности[6, с. 295].
|