Пятница, 29.03.2024, 05:26
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Местное самоуправление и органы местного самоуправления в РФ, понятие, сущность, нормативно – правовое регулирование

Местное самоуправление - одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом.

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях - городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район), городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах). Если государственная власть управляет населением сверху, то в муниципальных образованиях население само управляет своими делами, само решает вопросы местного характера [26, с. 3].

Определение муниципального образования содержится в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения».

 

Статья 131 Конституции Российской Федерации закрепляет осуществление местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Конституция РФ (ст.12) закрепляет: в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Наряду с этой статьей, Конституция содержит ряд положений (глава 8 «Местное самоуправление») содержащих ключевые принципы местного самоуправления, а следовательно и  муниципального образования.

В систему законодательного обеспечения местного самоуправления, помимо Конституции, входит Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Будучи базовым, он в то же время предусматривает принятие не менее полутора десятка федеральных законов, касающихся данной сферы (О муниципальной службе, О финансовых основах местного самоуправления и проч.). В свою очередь другие федеральные законы как тематические также могут регулировать те или иные стороны деятельности местного самоуправления (в области образования, культуры, здравоохранения, жилого фонда, предпринимательства, защиты прав потребителей и т.д.), их взаимоотношений с государственными органами, хозяйствующими субъектами. Таковы, например, ст.4, 8, 16, 17, 18, 19 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», ст.6, 17, 21 Федерального закона «О товариществах собственников жилья».

На федеральном уровне регулирование вопросов местного самоуправления осуществляется и в других нормативных актах - указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации.

Основным нормативным правовым актом муниципального образования все же является его устав. Устав регулирует отношения, которые касаются всех сфер жизни местного самоуправления.

Уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования [24, с. 58].

В то же время законодательство устанавливает, что уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Главное и единственное требование к уставам - их соответствие Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству.
Имея всеобъемлющий характер, устав, тем не менее, не может и не должен детально регулировать все общественные отношения, складывающиеся на территории муниципального образования. Более детальная регламентация осуществляется посредством принятия других муниципальных правовых актов, необходимых для реализации устава. Устав выступает в качестве основы такого рода нормотворчества. Характерной особенностью уставов является также и то, что они представляют собой правовые акты, посредством которых фиксируется правовой статус муниципальных образований (предметы ведения, права, обязанности органов местного самоуправления и т.д.)
[16, с. 204].

В Уставе муниципального образования так же отражается нормативно правовая основа регулирования местного самоуправления, так например в ст. 2 Устава Крапивинского муниципального района Кемеровской области, установлено, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Устав Кемеровской области, законы и иные нормативные правовые акты Кемеровской области, настоящий Устав, решения, принятые на местном референдуме, и муниципальные правовые акты.

Глушенко П.П. так же считает, что согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовым актом, регламентирующим конкретные вопросы организации местного самоуправления в муниципальном образовании, является устав этого муниципального образования, разрабатываемый муниципальным образованием самостоятельно и принимаемый представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

Согласно ст.43.1 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Ниже в таблице 1 проведены основные законодательные акты, регулирующие деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований в РФ.

Таблица  1 - Нормативно – правовая база, регулирующая деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований в РФ

п/п

Наименование НПА

Характеристика НПА

1

2

3

Нормативно-правовые акты на уровне РФ

  1.  

Конституция РФ

Закрепляет: осуществление местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций, а так же то что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление

  1.  

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г.№ 145-ФЗ

Устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

  1.  

Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ

Регулирует налоговые отношения в РФ, определяет основные принципы и правовые основы взимания налогов и их распределения между уровнями власти.

  1.  

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ

Регулирует трудовые отношения в РФ, устанавливает правила взаимоотношений работодателей и работников, определяет их права и обязанности, степень и виды ответственности за нарушение трудового законодательства.

  1.  

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Регулирует: деятельность органов местного самоуправления на территории РФ, а так же устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

  1.  

ФЗ «О муниципальной службе в РФ» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ

Устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.

  1.  

Указ президента РФ от 28 июня 2007 г за № 825. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ»

Устанавливает основные и дополнительные показатели, и методику расчета по оценке эффективности в деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Можно использовать применительно деятельности МО.

  1.  

Указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28 апреля 2008 г. № 607

Устанавливает перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

  1.  

Распоряжение Правительства РФ

«О перечне дополнительных показателей об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных» от 11 сентября 2008 г. № 1313-р

Содержит перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов.

Нормативно-правовые акты на уровне Субъекта РФ

  1.  

Устав  Кемеровской области от 9.04.1997 года  (с изменениями и дополнениями от 20.07.2008 г. 10-ОЗ)

Определяет наиболее важные вопросы организации и осуществления управления на территории субъекта РФ Кемеровской области.

  1.  

 Закон  Кемеровской области  «О наименовании органов местного самоуправления в  Кемеровской области» от 16.03.2006 г. № 3-ОЗ

Устанавливает наименование органов  местного самоуправления в Кемеровской области.

  1.  

 Закон Кемеровской области   «О выборах глав  муниципальных образований в Кемеровской области» от 27.10.2003 г. № 147-ОЗ

Устанавливает порядок избрания  глав  муниципальных образований в  Кемеровской области.

  1.  

 Закон Кемеровской области  «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в  Кемеровской области » от 06.09.2002 г. № 44-ОЗ

Устанавливает порядок избрания депутатов представительных органов местного самоуправления в  Кемеровской  области.

  1.  

 Закон КЕО «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» от 30.05.2011г.  № 54-ОЗ

Определяет порядок выборов в органы МСУ, меняются особенности выбора глав МО и депутатов.

  1.  

Закон КЕО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями»

Устанавливает отдельные государственные полномочия органов  МОУ в сфере здравоохранения

Нормативно-правовые акты на уровне Крапивинского муниципального района

  1.  

Устав Крапивинского района

Регулирует организацию и осуществление местного самоуправления на территории Крапивинского муниципального района.

  1.  

Структура администрации Крапивинского муниципального района. Утверждено решением Крапивинского районного Совета народных депутатов №02-383 от 13.01.2011 г

Определяет структуру органов управления муниципальным образованием.

  1.  

Доклад главы Крапивинского муниципального района о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2011 год и их планируемых значениях на 2012-2014 гг.

Отражает: характеристику эффективности деятельности администрации района

  1.  

Постановление администрации Крапивинского муниципального района от 06.04.2009 г. № 383 "Об утверждении программы "Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Крапивинского района на 2009 - 2013 годы"

Определяет: основы формирования и подготовки резерва управленческих кадров района

  1.  

Отчет главы района об исполнении бюджета Крапивинского муниципального района.

Утверждает целевое расходование бюджетных средств на выполнение расходных обязательств района.

  1.  

Муниципальная целевая программа «Развитие муниципальной службы Крапивинского муниципального района» на 2013-2015 годы

Отражает: особенности и перспективы развития и совершенствования системы муниципальной службы в Крапивинском муниципальном районе

 

Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ в соответствии с Положением о ведении Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. № 657.

Федеральный регистр ведется в электронном виде на русском языке. Регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации подлежат постоянному хранению в составе Федерального регистра независимо от того, утратили ли эти акты силу.

Регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями. Принципами ведения регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре. Должно осуществляться предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре.

Отметим, что Регистр не имеет значение санкционирующего механизма, то есть, в отличие от регистрации уставов муниципальных образований, о которой будет сказано ниже, когда регистрация является обязательным условием вступления устава в силу, включение в регистр носит учетный характер. Однако выявленные в муниципальных правовых актах нарушения законодательства могут стать основанием для информирования органов, осуществляющих контроль или надзор за законностью актов органов местного самоуправления, а также для предложения органам местного самоуправления привести свои акты в соответствии с законодательством.

В первую же очередь регистр должен стать основанием для информирования граждан и организаций об актуальных муниципальных правовых актах.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (04.11.2018)
Просмотров: 545 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск