Местное самоуправление - одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом.
Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях - городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район), городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах). Если государственная власть управляет населением сверху, то в муниципальных образованиях население само управляет своими делами, само решает вопросы местного характера [26, с. 3].
Определение муниципального образования содержится в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения».
Статья 131 Конституции Российской Федерации закрепляет осуществление местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
Конституция РФ (ст.12) закрепляет: в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Наряду с этой статьей, Конституция содержит ряд положений (глава 8 «Местное самоуправление») содержащих ключевые принципы местного самоуправления, а следовательно и муниципального образования.
В систему законодательного обеспечения местного самоуправления, помимо Конституции, входит Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Будучи базовым, он в то же время предусматривает принятие не менее полутора десятка федеральных законов, касающихся данной сферы (О муниципальной службе, О финансовых основах местного самоуправления и проч.). В свою очередь другие федеральные законы как тематические также могут регулировать те или иные стороны деятельности местного самоуправления (в области образования, культуры, здравоохранения, жилого фонда, предпринимательства, защиты прав потребителей и т.д.), их взаимоотношений с государственными органами, хозяйствующими субъектами. Таковы, например, ст.4, 8, 16, 17, 18, 19 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», ст.6, 17, 21 Федерального закона «О товариществах собственников жилья».
На федеральном уровне регулирование вопросов местного самоуправления осуществляется и в других нормативных актах - указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации.
Основным нормативным правовым актом муниципального образования все же является его устав. Устав регулирует отношения, которые касаются всех сфер жизни местного самоуправления.
Уставом муниципального образования должны определяться:
1) наименование муниципального образования;
2) перечень вопросов местного значения;
3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением;
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования [24, с. 58].
В то же время законодательство устанавливает, что уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Главное и единственное требование к уставам - их соответствие Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству.
Имея всеобъемлющий характер, устав, тем не менее, не может и не должен детально регулировать все общественные отношения, складывающиеся на территории муниципального образования. Более детальная регламентация осуществляется посредством принятия других муниципальных правовых актов, необходимых для реализации устава. Устав выступает в качестве основы такого рода нормотворчества. Характерной особенностью уставов является также и то, что они представляют собой правовые акты, посредством которых фиксируется правовой статус муниципальных образований (предметы ведения, права, обязанности органов местного самоуправления и т.д.) [16, с. 204].
В Уставе муниципального образования так же отражается нормативно правовая основа регулирования местного самоуправления, так например в ст. 2 Устава Крапивинского муниципального района Кемеровской области, установлено, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Устав Кемеровской области, законы и иные нормативные правовые акты Кемеровской области, настоящий Устав, решения, принятые на местном референдуме, и муниципальные правовые акты.
Глушенко П.П. так же считает, что согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовым актом, регламентирующим конкретные вопросы организации местного самоуправления в муниципальном образовании, является устав этого муниципального образования, разрабатываемый муниципальным образованием самостоятельно и принимаемый представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
Согласно ст.43.1 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ниже в таблице 1 проведены основные законодательные акты, регулирующие деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований в РФ.
Таблица 1 - Нормативно – правовая база, регулирующая деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований в РФ
№
п/п
|
Наименование НПА
|
Характеристика НПА
|
1
|
2
|
3
|
Нормативно-правовые акты на уровне РФ
|
-
|
Конституция РФ
|
Закрепляет: осуществление местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций, а так же то что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление
|
-
|
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г.№ 145-ФЗ
|
Устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
|
-
|
Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ
|
Регулирует налоговые отношения в РФ, определяет основные принципы и правовые основы взимания налогов и их распределения между уровнями власти.
|
-
|
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ
|
Регулирует трудовые отношения в РФ, устанавливает правила взаимоотношений работодателей и работников, определяет их права и обязанности, степень и виды ответственности за нарушение трудового законодательства.
|
-
|
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
|
Регулирует: деятельность органов местного самоуправления на территории РФ, а так же устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.
|
-
|
ФЗ «О муниципальной службе в РФ» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ
|
Устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.
|
-
|
Указ президента РФ от 28 июня 2007 г за № 825. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ»
|
Устанавливает основные и дополнительные показатели, и методику расчета по оценке эффективности в деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Можно использовать применительно деятельности МО.
|
-
|
Указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28 апреля 2008 г. № 607
|
Устанавливает перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
|
-
|
Распоряжение Правительства РФ
«О перечне дополнительных показателей об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных» от 11 сентября 2008 г. № 1313-р
|
Содержит перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов.
|
Нормативно-правовые акты на уровне Субъекта РФ
|
-
|
Устав Кемеровской области от 9.04.1997 года (с изменениями и дополнениями от 20.07.2008 г. № 10-ОЗ)
|
Определяет наиболее важные вопросы организации и осуществления управления на территории субъекта РФ Кемеровской области.
|
-
|
Закон Кемеровской области «О наименовании органов местного самоуправления в Кемеровской области» от 16.03.2006 г. № 3-ОЗ
|
Устанавливает наименование органов местного самоуправления в Кемеровской области.
|
-
|
Закон Кемеровской области «О выборах глав муниципальных образований в Кемеровской области» от 27.10.2003 г. № 147-ОЗ
|
Устанавливает порядок избрания глав муниципальных образований в Кемеровской области.
|
-
|
Закон Кемеровской области «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Кемеровской области » от 06.09.2002 г. № 44-ОЗ
|
Устанавливает порядок избрания депутатов представительных органов местного самоуправления в Кемеровской области.
|
-
|
Закон КЕО «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» от 30.05.2011г. № 54-ОЗ
|
Определяет порядок выборов в органы МСУ, меняются особенности выбора глав МО и депутатов.
|
-
|
Закон КЕО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями»
|
Устанавливает отдельные государственные полномочия органов МОУ в сфере здравоохранения
|
Нормативно-правовые акты на уровне Крапивинского муниципального района
|
-
|
Устав Крапивинского района
|
Регулирует организацию и осуществление местного самоуправления на территории Крапивинского муниципального района.
|
-
|
Структура администрации Крапивинского муниципального района. Утверждено решением Крапивинского районного Совета народных депутатов №02-383 от 13.01.2011 г
|
Определяет структуру органов управления муниципальным образованием.
|
-
|
Доклад главы Крапивинского муниципального района о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2011 год и их планируемых значениях на 2012-2014 гг.
|
Отражает: характеристику эффективности деятельности администрации района
|
-
|
Постановление администрации Крапивинского муниципального района от 06.04.2009 г. № 383 "Об утверждении программы "Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Крапивинского района на 2009 - 2013 годы"
|
Определяет: основы формирования и подготовки резерва управленческих кадров района
|
-
|
Отчет главы района об исполнении бюджета Крапивинского муниципального района.
|
Утверждает целевое расходование бюджетных средств на выполнение расходных обязательств района.
|
-
|
Муниципальная целевая программа «Развитие муниципальной службы Крапивинского муниципального района» на 2013-2015 годы
|
Отражает: особенности и перспективы развития и совершенствования системы муниципальной службы в Крапивинском муниципальном районе
|
Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ в соответствии с Положением о ведении Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. № 657.
Федеральный регистр ведется в электронном виде на русском языке. Регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации подлежат постоянному хранению в составе Федерального регистра независимо от того, утратили ли эти акты силу.
Регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями. Принципами ведения регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре. Должно осуществляться предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре.
Отметим, что Регистр не имеет значение санкционирующего механизма, то есть, в отличие от регистрации уставов муниципальных образований, о которой будет сказано ниже, когда регистрация является обязательным условием вступления устава в силу, включение в регистр носит учетный характер. Однако выявленные в муниципальных правовых актах нарушения законодательства могут стать основанием для информирования органов, осуществляющих контроль или надзор за законностью актов органов местного самоуправления, а также для предложения органам местного самоуправления привести свои акты в соответствии с законодательством.
В первую же очередь регистр должен стать основанием для информирования граждан и организаций об актуальных муниципальных правовых актах.
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
|