Целью проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета расчетов с работниками действующим нормативным документам (актам, внутренним распорядительным документам, трудовому законодательству РФ). Задачи проверки расчетов с персоналомпо оплате труда:
- соблюдение норм действующего законодательства в части начислений и удержаний из заработной платы работников по всем основаниям и отражение в бухгалтерском учете данных хозяйственных операций;
- подтверждение достоверности расчетов начислений и удержаний из заработной платы работников по всем основаниям и их отражение в учете;
- сверка данных аналитического и синтетического учета;
- проверка правильности оформления трудовых отношений с работниками организации;
- отражение данных бухгалтерского учета по расчетам с персоналом в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
К источникам получения аудиторских доказательств относятся: штатное расписание, положения о премировании, приказы, трудовые договоры и договоры гражданско-правового характера, личные карточки работников, табели учета рабочего времени, наряды, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетно-платежные ведомости, лицевые счета и налоговые карточки, учетные регистры по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», главная книга, бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу.
Методика аудита расчетов с персоналом
1. Инспектирование первичных документов:
- проверка правильности учета рабочего времени;
- проверка правильности оформления расчетно-платежных документов;
- проверка правильности учета депонированной заработной платы.
2. Арифметическая проверка сумм начисленной заработной платы:
- проверка обоснованности начислений работникам за особые условия труда (сверхурочная работа, ночные часы работы, работа в выходные и праздничные дни);
- проверка правильности расчета среднего заработка для исчисления дополнительной заработной платы (пособий по временной нетрудоспособности, отпускных и др.);
- проверка правильности расчета совокупного дохода работников.
3. Аудит обоснованности налоговых льгот по НДФЛ:
- проверка правомерности налоговых вычетов;
- проверка обоснованности применения налоговых ставок.
4. Проверка правильности удержаний по исполнительным листам.
5. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и данных регистров бухгалтерского учета.
Основные виды нарушений:
- отсутствие коллективных и трудовых договоров:
- отсутствие заявлений работников о предоставлении им льгот по НДФЛ;
- необоснованное списание на себестоимость продукции для целей налогообложения расходов на обучение, подготовку и переподготовку кадров;
- начисление доплат, надбавок и иных выплат работникам, не указанных во внутренних локапьных актах и трудовых договорах (контрактах);
- невключение в базу для расчета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования выплат работникам, производимых за счет собственных средств организации (материальная помощь, премии, доплаты, оплата питания и т.д.);
- оформление отпуска, выплата суточных и компенсаций работникам, выполняющим обязанности по договорам гражданско- правового характера;
- многократное заключение гражданско-правовых договоров с одним и тем же физическим лицом на оказание одной и той же услуги в течение длительного периода времени.
|